Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА. ФЕСТИВАЛИ

ПОД ОДНИМ ПЛАЩОМ

«Репетиции с Жаном и Фрекен Жюли», — этим спектаклем петербургского театра «ДаНет» открылся фестиваль театров-студий, проходивший в октябре на Малой сцене БДТ имени Товстоногова. Понизовский, насколько это возможно, отбрасывает стандартную социально-бытовую трактовку пьесы (история отношений дворянки и простолюдина), по ходу действия мы узнаем и о происхождении героев. Но, как высказалась Марина Цветаева по поводу «изучения быта» в «Евгении Онегине» — «нужно же, чтобы люди были как-нибудь одеты». Перед нами, по сути, и не «история любви». Герои спектакля явно не влюблены, и друг к другу бросает их нечто иное.

Что же? О чем спектакль?

Прежде всего, мне кажется, — о тех душевных безднах, в которые страшно заглянуть, и куда человек XX столетия только и делает, что заглядывает.

Жюли трагически разочарована в своей родословной. Но, быть может, единственный, кто по истине любим ею — любим через неприятие и даже ненависть — это ее отец. Она вспоминает о нем, ждет его… Но нет с нею отца — и Жюли бежит от жизни, ища унижения, падения на уровень, где, как ей кажется, жизни нет вовсе. Тут и появляется слуга Жан, куда как подходящий для осуществления ее горестных желаний.

Фрекен Жюли в постановке театра «ДаНет» воплощает собой такой взгляд на мужчину, когда он, едва ли не помимо своей воли, становится негодяем, послушно исполняя навязанную ему роль. Она же, Фрекен Жюли, автоматически становится жертвой.

Именно эту психологическую драму и играют актеры — Яна Тумина и Алексей Потемкин. Задача их сведена к предельно точному психологизму, где эмоция выражается не только речью и движением актера, но и предметом, вещью, несущими в спектаклях этого театра огромную нагрузку, тоже играющими свою роль. Самые неожиданные аксессуары, усложняющие, конечно, работу актеров, но и обогащающие спектакль, появляются в нем, — скажем, пишущая машинка и аккордеон, звучащие из-под больших, похожих на тоги, малиновых плащей, в которые одеты персонажи…

«ДаНет» — коллективный член фонда «Свободная культура» на Пушкинской, 10, театр достаточно известный, но, к сожалению, лишенный сценической площадки. К счастью, у театра есть свой помощник, меценат — МП «Циклон», но тем не менее спектакли «ДаНет» в родном городе появляются достаточно редко. А ведь в каждой постановке Б. Понизовского видна самобытность, оригинальность — не внешняя, а звучащая как бы изнутри, подобно бравурным и горьким звукам аккордеона в руках несчастной Фрекен, слышимых из-под большого плаща.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.