Дж. Верди. «Реквием» (концертное исполнение). Мариинский театр.
Дирижер Валерий Гергиев.
Слово «променад», как известно, в переводе с французского означает «прогулка». Но, право, Мариинский театр, задумывая свои променад-концерты, вовсе не усматривал в нем оттенка праздничной легкости. Просто эти концерты не так дороги, как спектакли Мариинки, а потому «прогуляться» на них сможет любой, даже очень скромно живущий господин. А уже одно такое внимание способно расположить к себе зрителя.
Однако «Реквием» Дж. Верди, петербургская премьера которого состоялась в начале октября, теплым приемом обязан совсем не реверансу в сторону публики. Конечно, трагическая мощь веодиевской музыки изначально обрекла его на успех, но дело не только в этом.
В. Гергиев, чей неуемный дух взбудоражил тихую старую Мариинку, с первых независимых шагов в театре заявил о своем вкусе к авторским музыкальным трактовкам. Порой они бывали спорны, порой — лишь только эскизно очерчены, но неизменно интересны. Однако в спектаклях не всегда так счастливо, как в «Хованщине» или «Игроке», сочетались с режиссерским замыслом, то диссонируя с ним — это произошло в «Борисе Годунове», то становясь единственным решением, как в «Сорочинской» или «Дон Карлосе».
«Реквием», естественно, живет в театре по филармоническим законам, не рождая проблем двойного лидерства. И потому симфоническое мышление, доминирующее в даровании Гергиева, обрело здесь полную свободу самовыражения. Впрочем, легкие крыла небрежности, которой театру не удается избежать в его благородном созидательном порыве, коснулись и «Реквиема». Недостаточная забота об отточенности фразы — оркестровой и вокальной — лишает вердиевское создание его стройной завершенности.
В миланском Ла Скала издавна существует традиция исполнения «Реквиема» — после премьеры в церкви Сан-Марко (1874) он сразу пришел под своды театра. Думаю, сегодня Messa di Requem не только обращена к памяти Алессандро Мадзони. Дом Верди преподносит произведение как национальную реликвию, упиваясь красотой и драматизмом самого светского в мире реквиема, купаясь в дарованных голосу мелодических роскошествах.
Приветствуя приобщение к европейским традициям, надо все-таки заметить, что в петербургском исполнении безукоризнен пока только хор (руководитель В. Борисов). Но не стоит унывать, ведь, в отличие от быстро разрушающейся театральной ткани, музыкальная имеет очевидную тенденцию к становлению. А променад продолжается. И теперь прогулка обещает быть дальней: в декабре «Реквием» направится в Париж.
Комментарии (0)