Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА. ВСЯ РОССИЯ - НАШ САД

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Нижний — сосед Москве ближний

(Местная народная русская поговорка)

У нас в Нижнем чудеса: непогода-непогода (совсем как в Питере), потом ясный, солнечный день и опять непогода-непогода (совсем как в Питере).

Это неспроста так, а по заказу: митрополит Николай помолился — и вымолил для крестного хода денек. Крестный же ход был приурочен к Дню города.

Чудес было много. И на конях славные патриоты Минин и Пожарский, и пешее торжище простого люда (все артисты наших театров да студенты театрального училища). Тут же и 1812 год с девицей Дуровой и гусарами. А рядом — ветераны Великой Отечественной (подлинные). И нынешние молодые солдаты, у нашей кремлевской стены благословение митрополита принимающие. И молодой губернатор со своею свитою. И российский флаг на БТРе. И хоругви. И молебен в Михайлово-Архангельском соборе, недавно переданном в Нижегородскую епархию.

Вот такой слоеный пирожок. И так-то все дружно, ладно да складно. И так незаметно театр в этот день переплетался с жизнью. Но чудеса как внезапно начались, так внезапно и кончились.

Театральному сезону начинаться было не просто, ибо в конце августа — начале сентября в городе прошел сахаровский фестиваль, уровень которого определяли имена — Сондецкис, Вирсаладзе, Виардо, Гутман, Юрский, Башмет…

Зрители (слушатели), разгоряченные ежедневными походами за Большим Искусством, были оставлены один на один с нашими театрами.

И вот как театры их встретили:

Академический театр драмы имени Горького — двумя премьерами — «Любовь — книга золотая» (по А. Толстому, режиссер С. Стеблюк), и «Сестра моя — пленница» (по Л. Разумовской, режиссер С. Лерман). Вместе с одной из премьер прошлого года «Настасьей Филипповной» (по Достоевскому, режиссер С. Стеблюк) это как-то «уравновесило» афишу, в которой явно преобладал «легкий жанр» — зарубежная комедия и детектив.

С января 1992 года театр — без главного. (Руководящее кресло покинул Е. Д. Табачников).

Театр «Комедiя» также открылся двумя премьерами — «Искусство комедии» (по Э. де Филиппо, реж. М. Мандель) и «Как управлять женой» (Бомарше и Ф. Летур, реж. С. Лерман).

Театр переживает не лучшие времена: после того, как 2 года назад там провалилась крыша (прямо над зрительным залом), после того, как пожар уничтожил театральные костюмы, после того, как часть ведущих актеров, не выдержав скитаний по различным ДК и другим сценическим площадкам, покинула театр, после того, как главный режиссер С. Лерман пол¬учил два инфаркта от этой невеселой жизни — трудно, очень труд¬но начинать сезон весело, как это и положено театру, который имеет название «Комедiя».

Театр оперы и балета начал сезон сводным концертом, в котором участвовали лучшие силы оперной и балетной трупп. Вот уж что имеем в нашем оперном, так это солистов. А. Правилов, В. Ермаков, А. Проволоцкая, В. Сурикова, В. Ларин… В концерте они участвовали перед поездкой в Италию и пусть не Ла Скала, на других площадках и с русским народным оркестром и с репертуаром тоже а lа russe — это все настоящие мастера. Ближайшая премьера — опера Доницетти «Лочия ди Ламмермур». В концерте был занят и балет, летом гастролировавший в Испании по приглашению испанского балетмейстера Луисо Руффо, в прошлом сезоне поставившего на сцене нашего театра «Кармен» (Бизе-Щедрин) и «Дивертисменты».

Гораздо сложнее обстоят дела с художественным руководством. Архаичная режиссура, отсутствие главного балетмейстера, глав¬ного художника (кстати, кроме театра «Комедiя» главного художника не имеет ни один театр города), слабоватые силы оркестра (уезжают!) — все это сказывается на общем уровне театра.

Театр юного зрителя открылся двумя премьерами. Сказку «Ай да братец кролик» поставил народный артист А. Палеес — актер этого театра. Спектакль сделан на спонсорские средства; яркая сценография, добросовестная игра актеров, однако, не спасают от явной художественной адаптации, своего рода «игры в поддавки» со зрителем.

Вторая премьера — «Чужой ребенок» (по В. Шкваркину, режиссер В. Богомазов). Соскучился зритель по мелодраме, по теплому, пусть наивному взгляду на мир… К сожалению, спектакль — пестрая стилистическая смесь, так в результате и не доведенная режиссерской рукой до определенной кондиции.

Новый главный режиссер Л. С. Белов поставил за два сезона 3 спектакля: «Продавец дождя» (по Р. Нэшу), «Банкрот» (по А. Островскому), «Вкус меда» (по Ш. .Делейни). Все это добротная, профессиональная режиссура (правда, все эти пьесы режиссер уже ставил). Одна¬ко актерам трудно поддерживать эти спектакли на определенном уровне в откровенном «тюзятинском» окружении, в основном и составляющем афишу театра.

От спектаклей же Бориса Наравцевича не осталось ни одно¬го… Кажется порой, что и актеры в этом театре совсем другие. И только в некоторых работах чувствуется их потенциал. Актеры не умирают, а замирают до нового режиссера.

Кукольный театр открылся двумя детскими спектаклями — «Снежная королева» и «Поросенок Чок». Театр существует и ощущает себя именно как детский. И хотя в прошлом сезоне была выпущена «Сильва» (по И. Хальману), по усеченности творческой задачи, по атмосфере, по исполнению (особенно художником Л. Липовской) она все равно стала своеобразным вариантом все той же сказки. Даже Шварц («Снежная королева») адаптирован, спрямлен, «оребячен». Зато с «Поросенком Чоком» все в порядке. И хотя этот спектакль ставился уже в театре, от него при всей повторяемости художественных приемов главного режиссера А. Мишина веет свежестью, много фантазии, трюков, актерских придумок и актерская за¬разительность перепрыгивает через рампу.

Есть у нас и просто приятные вести — это наше театральное училище. Лучшее в России.

Выпускной курс хорош. И на драматическом (педагог С. Лерман), и на кукольном (педагог Л. Семенчук) отделении. К выпускному марту 93-го состоится ретроспективный показ спектаклей училища на сцене Дома актера.

А рядом с Домом актера выросло маленькое зданьице Нижегородской организации СТД, обычное на вид, но внутри (!!!) — это маленькая двухэтажная деревянная шкатулка, излучающая явно положительную энергетику, которую так любит М. Дмитревская. И в будущем планируется отдача этой энергетики на сценах наших театров.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.