Международный театральный фестиваль «Рождественский парад» прошел в декабре 2010 года в 17-й раз, и показано на нем было 17 спектаклей (совпадение случайное, но красивое). Впервые он прошел без участия Татьяны Ларионовой, одной из создательниц «Парада», и был посвящен ее памяти. По-прежнему фестиваль считает своей задачей открывать новые имена и поддерживать творческие инициативы, эксперименты, независимые театральные проекты и опыты.
Среди приглашенных были и «старожилы», и «новички». Как всегда, помогал, предоставляя свою площадку, Театр Юношеского Творчества (троих юных исполнителей ролей в спектакле ТЮТа «Пигмалион» жюри во главе с Еленой Горфункель наградило дипломами). Не первый раз приехал на фестиваль театр «Свободная версия» из латвийского Тукумса. Латыши показали «Случайные утехи», спектакль, сочиненный самими актерами. Тема актуальная: последствия экономического кризиса, безработица… Но по жанру эта работа — не социальная драма. Сюжет разыгрывается шутливо, как абсурдистская сказка и завершается ироничным хэппи-эндом.

Еще один постоянный участник — петербургская Театральная лаборатория Вадима Максимова. Премьерный «Философский камень» по А. Арто вызвал негативную реакцию публики, которой большую часть времени пришлось сидеть, развернувшись на 180 градусов от сцены (действие происходило в проходе), но, скорее всего, конфронтация со зрительным залом входит в замысел постановщика. Провокация, эпатаж давно стали законными способами воздействия на публику, но требуют отточенного мастерства, профессиональных умений и техники исполнения. Боюсь, всего этого актерам Лаборатории катастрофически не хватает, поэтому проблемы спектакля — не в вызывающей «непристойности» некоторых сцен, как, наверное, показалось некоторым шокированным зрительницам, а в слабости воплощения, в отсутствии факта искусства как такового.
Не раз принимал участие в фестивале и получал призы театр «Lusores», получивший в этом году награду как «Лучший экспериментальный театр города» (о спектакле Александра Савчука по мотивам произведений Д. Хармса «СиНфония № 2» читайте в «ПТЖ» № 61). Актер Александр Кошкидько получил диплом за исполнение роли в этом спектакле.
Один из новых петербургских театров, «Дзампано», был награжден «За поиск и развитие эстетики синтетического театра». Режиссер Татьяна Прияткина, недавняя выпускница ФТК СПбГАТИ, уже успела поставить и драматические спектакли, и кукольные, и пластические. Нынешняя постановка «Медный всадник. Опыт прочтения» границы между видами театрального искусства пытается разрушить: перед нами невербальный театр, в котором актеры используют язык современного танца и пантомимы, работают с предметами и водят «куклу» (Евгений — это кукольная головка). Водная стихия, из которой «рождаются» персонажи (их трое, и постепенно из абстрактных существ они превращаются в героев — Парашу, Евгения и Петра Первого, который надевает маску и усаживается в кресло, как шемякинский памятник), воплощена в спектакле с помощью вроде бы прозаической полиэтиленовой пленки. Разнообразна игра актеров с кусками прозрачного легкого материала, эффектно подсвеченного, порхающего, ложащегося волнами. Удачно и просто решен образ Петербурга: спинки стульев похожи на дома с прорезанными окошками, с водосточными трубами (дома в момент наводнения «тонут» в накатывающих волнах полиэтилена). Спектакль очень красив, увлекателен, хрупок, хотя ему не всегда хватает четкости внутреннего сюжета и точности техники.
Впервые участвовали в фестивале и другие петербургские коллективы: Детский интеграционный театр «Куклы», показавший «Сотворившая чудо», Фольклорный театр «Этно» («Рождество Христово», строго говоря, нельзя назвать театральным спектаклем, и задачи у него не художественные, а просветительские — тем не менее эта культурная акция вызывает уважение). Дебютировал юный N-театр: спектакль «День, когда Дэн дал дуба» режиссера Александра Добровольского появился на свет в июне 2010 года на лаборатории «ON.Театр». Современная шведская пьеса непривычна для российской публики: Расмус Линдберг о серьезных темах (таких, как болезнь, смерть) говорит без всякого пиетета. Спектакль решен в эстетике комикса: плоские рисованные «мультяшные» декорации — и такие же плоские масочные персонажи. История, в которой множество абсурдных поворотов, недоразумений, невероятных встреч и совпадений, разыгрывалась бодро, живо и не без фантазии. Но жизнеутверждающая позиция драматурга и создателей спектакля не была понята, многие восприняли спектакль как кощунство. Разумеется, не стоит во всем винить аудиторию: если язык не понятен, может быть, он не вполне совершенен?.. Жюри фестиваля сочло возможным поддержать творческую смелость N-театра дипломом «За поиск сценического эквивалента новой драматургии».
Много споров среди членов жюри вызвал неоднозначный спектакль Камерного театра В. Малыщицкого «Утиная охота». (Об этой постановке Александра Кладько «ПТЖ» писал в № 59, но планирует вернуться к ней в № 64, в котором будет опубликована статья об исполнении Андреем Шимко роли Зилова.) Мнения разделились: кто-то считал, что спектакль надо наградить за актерский ансамбль, кто-то «боролся» за отдельных исполнителей, кому-то казалось, что «Утиная охота» — вообще лучший спектакль фестиваля… Честное голосование привело к таким результатам: Кладько был награжден за лучшую режиссуру, актер Валентин Кузнецов — за роль официанта Димы.
Гран-при был присужден спектаклю «В ожидании Годо» театра Ad LIBERUM. Эта независимая команда появилась в городе Петрозаводске после реорганизации музыкально-драматического театра в оперно-балетный: оставшиеся без работы актеры драмы на свой страх и риск создали новый театр, пока бездомный. Пьеса в трактовке режиссера Светланы Савельевой предстала почти мистерией: земному миру Владимира и Эстрагона аккомпанирует мир верхний, небесный, где существуют — не замечаемые жителями «нижнего» этажа — персонажи в белых одеждах и театральных париках. Такое решение оказывается и новым, и неожиданно близким Беккету.
Одной из дебютанток фестиваля стала Алина Кикеля — совсем молодая актриса, выпускница Новосибирского театрального института. Она сыграла моноспектакль «…только бусинки остались» по пьесе Я. Пулинович «Наташина мечта», широко идущей в провинции и в Москве, но, как водится, до сих пор не возникавшей на петербургской сцене (режиссер Изяслав Борисов). Два монолога — девочки-детдомовки, рассказывающей о своей любви к журналисту (в финале выясняется, что эта ее речь обращена к суду, она на скамье подсудимых за избиение невесты своего возлюбленного), и «правильной» девочки из хорошей семьи — Кикеля играет, не сходя со стула, в метре от зрителей. Она демонстрирует и умение владеть вниманием, и способность к мгновенному перевоплощению (переход к новой героине выполнен просто блестяще, лаконично и выразительно), и хорошие речевые навыки. Но моноспектакль не может состояться, если исполнитель обладает только профессиональными данными, здесь все решает личность. Актриса не просто показала нам этих разных Наташ — по-своему несчастных и жалких девчонок, но сама была все время рядом с ними: понимающая, сострадающая, мудрая. Алина Кикеля удостоилась приза за лучшую женскую роль, и ее работа стала, пожалуй, главным открытием нынешнего «Рождественского парада».
Комментарии (0)