Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ НА ТАНЦЕВАЛЬНОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ

В конце 2010 года в Екатеринбурге прошел фестиваль современного танца «На грани». Он состоялся уже во второй раз, хотя уместно ли здесь говорить «уже второй», если дело происходит в столице российского contemporary dance? Фестиваль был необходим, и вот два года назад он наконец появился. Роль катализатора процесса сыграла Лариса Барыкина, известный критик и, как выяснилось, способный организатор.

Главной площадкой фестиваля послужила сцена Свердловского государственного театра музыкальной комедии. Иначе и быть не могло. Здесь всегда готовы к эксперименту, как в своем жанре, так и на прилегающих территориях. В театре на постоянной основе работает один из ведущих танцевальных коллективов Екатеринбурга — «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова. Он здесь не только репетирует и показывает свои работы, но и участвует в жизни Свердловской музкомедии, занят в ее репертуаре. Не ограничиваясь этим, директор театра Михаил Сафронов за последние несколько сезонов призвал к сотрудничеству практически всех лидеров жанра современного танца: в постановках мюзиклов участвовали Татьяна Баганова, Ольга Пона, Лариса Александрова.

Сцена из спектакля «За краем край».
Фото В. Пустовалова

Сцена из спектакля «За краем край». Фото В. Пустовалова

Все они, как и два года назад, приняли приглашение фестиваля. На несколько дней город стал перекрестком гастрольных дорог самых значительных танцевальных компаний уральского региона, и не только его. Отдельный вечер был отдан Театру современного танца из Челябинска, который показал мировую премьеру «Пунктиров» Ольги Пона и поставленный испанцем Асьером Сабалетой номер «Следующий». Из Перми приехал Балет Евгения Панфилова, не остались в стороне и все екатеринбуржцы.

Фестиваль «На грани» родился при поддержке «Альянс Франсез Екатеринбург», и естественно, что в его программе заметное место заняла французская хореография. Типично французский продукт предложила компания Эманюэля Гата: две небольшие одноактовки «Зимний путь» и «Весна священная». Оригинальную ноту внесли две совместные постановки, появившиеся в ходе Года Франции в России. Мурманские хип-хоперы «Gustlife» в сотрудничестве с французскими постановщиками Абденнуром Белали и Мартеном Жоссеном попробовали выразить в пластике образы суровой северной природы и людей, живущих в ней: при определенной фантазии в оформлении сцены можно было увидеть льдины, сквозь которые пробивались участники полярной «Одиссеи» (так был назван спектакль). В завершающий день фестиваля был представлен еще один хип-хоп проект артистов из России и Франции. Их спектаклю «На грани» (тезке фестиваля), как и мурманской «Одиссее», не хватило сквозной идеи, но важен сам интерес представителей молодежной уличной культуры к театральным формам.

Сцена из спектакля «Одиссея».
Фото В. Луповского

Сцена из спектакля «Одиссея». Фото В. Луповского

Вариацию на тему «Спящей красавицы» привезли «Провинциальные танцы». Но это была не сказка, а, скорее, ее предыстория, окрашенная в сумрачные тона распада времени. В новом сочинении Татьяны Багановой индустриальная музыка служит ритмической основой для полугимнастических, полуцирковых экзерсисов. Что же касается волшебного сюжета, то от него остались лишь несколько препарированных фрагментов.

В один день с именитыми «Провинциальными танцами » на фестивале дебютировал хореограф Илья Романов. Поставленный им дуэт «Следы на песке» непритязателен: мужчина и женщина встречаются, пытаются найти общий язык движений, затем исповедуются один другому в танцевальном монологе… Свободная от лишних амбиций работа привлекла внимание своей спокойной интонацией.

Лариса Александрова приехала в театр, в котором проработала несколько лет, в качестве столичной гостьи, да еще и лауреата главной театральной премии страны. Московский Театр-студия современной хореографии показал спектакль «Путешествие против ветра», поставленный еще до пермского «Отторжения», получившего «Золотую маску». «Путешествие против ветра», датированное 2007 годом, уже позволяет разглядеть основные приметы авторского стиля Александровой, умеющей сочетать повествовательность и пластическую выразительность. Бывшая танцовщица Челябинского театра современного танца как-то незаметно превратилась в серьезного хореографа.

Французский акцент фестиваля иронически поддержал еще один екатеринбургский театр — «Окоем» под руководством Александра Гурвича. Предложенная им на суд зрителей работа называется «Экситюн экзистепа» — исковерканное название одной из песен Джо Дассена: «Et si tu n’existais pas». Песня эта действительно промелькнет на мгновение в звукоряде спектакля, но отнюдь не станет его центром. Танцами, которые поставил Гурвич, движет не меланхолия, а насилие. Каждое взаимодействие с партнером доводится до предела. Эмоции, передаваемые друг другу, носят негативный характер. Вряд ли стоит удивляться тому, что спектакль, заряженный подобной энергией, не хочет складываться в стройное целое.

На обсуждении (в Екатеринбурге сохранилась замечательная традиция разговоров за чашкой чая после показов) кто-то назвал хореографию Гурвича «фрактальной», подразумевая высокую насыщенность каждого фрагмента. Характеристика, при всей образности, весьма точная как в положительном, так и в отрицательном плане. Хореографу действительно удается впрессовать в малые фрагменты множество выразительных пластических деталей, но как фракталы образуют не завершенное целое, а лишь эффектные абстрактные узоры, так и спектакль «Окоема» отказывается выстроиться в законченную картинку. Придуманный в свое время Сергеем Смирновым жанр «маленьких историй, рассказанных другу» остается в российском современном танце преобладающим.

«Эксцентрик-балету» Сергея Смирнова выпало начинать и закрывать фестиваль. Финальную точку поставили как раз «Маленькие истории, рассказанные другу», вереница скетчей, держащихся на обаянии звезд труппы Татьяны Брызгаловой и Ашота Назаретяна. Артисты прекрасно знают и воплощают смирновский стиль бытовой зарисовки, расширенной до пластической метафоры. Знают, возможно, даже слишком хорошо, и это привыкание убаюкивает. Наверняка понимает это и сам хореограф, раз делает шаг в сторону. Примечательной премьерой фестиваля стал спектакль «За краем край», осуществленный Сергеем Смирновым в пермском Балете Евгения Панфилова. Атлетичный стиль панфиловской труппы, этого удивительного феномена отечественного танц-театра, насыщает привычные для Смирнова сценки новой энергией. «За краем край» был показан еще в состоянии work in progress, без окончательного сценического оформления. Но даже на этом этапе можно считать доказанным, что обмен идеями и людьми для сегодняшнего современного танца жизненно необходим.

Собственно, для этого и создавался фестиваль. Для этого собиралась каждый вечер внушительная зрительская аудитория. А раз так, Екатеринбургу еще не раз предстоит оказаться «На грани».

Февраль 2011 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.