
Актриса напомнила о себе 18 января в СТД, и едва ли не грозно. Впрочем, есть поколения зрителей, которые и не забывают ее Дженни Малину в первой ленсоветовской «Трехгрошовой опере», Клавдию в опорковской «Жестокости», Груше в «Людях и страстях», Виолу в «Человеке и джентльмене», Миссис Пайпер… Ее роли памятны, потому что присутствие этой актрисы на сцене особенно энергетично, всегда повышает градус действия. В случае Ларисы Леоновой театр очень помнит свою драматическую природу.
Последние сезоны актриса Леонова находится на скудном пайке. Сегодня она бессменная, неистощимая фрекен Бок (чудесному легендарному утреннику Норы Райхштейн пошел сорок первый год) и королева Элинор из «Испанской баллады» Гарольда Стрелкова (неожиданно — не для Леоновой, конечно, — сильный драматический эпизод, сразу отставляющий в сторону зрелищные претензии постановки).
Вот и объяснение скудному пайку: сильные драматические партии как-то не в фокусе современной сцены, при том что Лариса Леонова давно доказала свою актерскую пластичность в работе с разной режиссурой (не только Игорь Владимиров, пригласивший ее в театр после окончания товстоноговского курса, но и Геннадий Опорков, Юрий Бутусов, Геннадий Тростянецкий, Владислав Пази). Жанровый коридор актрисы широк, от драмы до мюзикла. Но всегда и везде она, с ее статью, с ее глубоким контральтовым голосом, — драматический «тяжеловес», хотя и сценическая ирония очень в ее власти.
Так или иначе, юбилейный вечер Ларисы Леоновой стал сущностным поступком. Спектакль-монолог был выстроен актрисой и режиссером Олегом Зориным, пожалуй, как некое напоминание о былых владимировских «Людях и страстях», тем более что фрагменты из Шиллера и Фейхтвангера были не чем иным, как индивидуальным преломлением того спектакля, где Леонова очень сильно играла брехтовскую Груше.
Композиция, включавшая в себя еще и монологи из «Визита старой дамы» Ф. Дюрренматта, «Профессии миссис Уоррен» Б. Шоу, «Макбета» У. Шекспира, «Сороки-воровки» А. Герцена, была богато оркестрована, в спектре от лирики до сарказма и гнева. Эта композиция говорила о женщине, власти, страсти, — но еще и об Актрисе. Пастернак, Цветаева и шекспировские сонеты служили поэтическими связками трагических монологов. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» — пастернаковская строчка давно стала расхожей, если не назойливой. Но не в контексте описываемого явления! Трагедийная составляющая программы вечера была убедительной. Полный зал Дома актера встретился в этот вечер не просто с юбиляршей. Он встретился с актрисой, умеющей, как мало кто в наше время, быть верной драматической сути театра.
Комментарии (0)