«Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…»
(по Бунину).
Лаборатория Дмитрия Крымова (Москва).
Идея, композиция и постановка Дмитрия Крымова,
художник Мария Трегубова
— Мы находимся в зале, посвященном позднему периоду творчества Ивана Алексеевича Бунина. В конце жизни он жил во Франции. Именно в эмиграции он создал цикл рассказов «Темные аллеи».
Чпок. Лопнул пузырь, который старательно надувал парень в красном пуховике. Остальным везло больше: у каждого изо рта свисала огромная груша бледного- розового цвета.
— Вслушайтесь в эти строки: «Потом, как слепой, не видя ни зги в тумане и мраке, вышел из шарабана, бросил чуйку на землю и потянул ее к себе за рукав. Все сразу поняв, она тотчас соскочила к нему и, с быстрой заботливостью подняв весь свой заветный наряд, новое платье и юбку, ощупью легла на чуйку, навеки отдавая ему не только все свое тело, теперь уже полную собственность его, но и всю свою душу»…
И плавно, сама не замечая, экскурсовод поднимает свою длинную черную зимнюю юбку, обнажая ноги в шерстяных колготках. Увлеченная бунинским текстом, она отождествляет себя с героиней рассказа «Таня», превращаясь в такой же экспонат музея «Темных аллей», как Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля…

Класс замер, и только пузыри из жевачки слегка покачиваются на отвисших от удивления губах.
Смотрите, в центре находится девушка. Она сидит в высокой прямоугольной коробке, оклеенной узорчатыми обоями в стиле модерн. Высоко поднятая левая нога прорвала бумажную стенку и точит наружу. В левом углу, в такой же коробке, только с другим узором, — еще одна девушка. У нее пробита голова, идет кровь. На первом плане — третья, распиленная пополам по линии талии, слева — торс, справа — ноги. Ворох окровавленных газет. Эти «экспонаты» стоят на белом фоне, как в фотостудиях. По бокам софиты, дым- машины — съемочная площадка для черно-белого фильма, подготовленная художницей Марией Трегубовой.
Но перемотаем пленку на начало, когда учителя и экскурсоводы еще не придумали свой миф о Бунине.
Семь мужчин надевают черные костюмы (пиджаки, сюртуки и даже фраки, белые рубашки) и садятся в ряд. Над их лицами работают гримеры. В это время техники сцены берут пилу и идут к стоящей на авансцене коробке с живой женщиной. Они разрезают ее пополам без всяких фокусов, прикрывают торс ворохом окровавленных газет, оттаскивают подальше ноги и уходят вместе с гримерами. Мужчины, сосредоточенно курившие, закашливаются. Один из них, сморщившись от боли, достает сигарету из уха.
— Важен для «Темных аллей» образ волка. Он появляется трижды, в рассказах «Баллада», «Волки» и «Начало», в разных ипостасях: священного животного, нарисованного в алтарной части в домовой церкви помещика, обычного дикого волка и прирученного волчонка. Волк становится метафорой пробуждения в человеке мужского, животного, нутряного: так пробудившаяся в двенадцатилетнем мальчике чувственность заставила его почуять, как от волчонка, стремительно растущего, «уже так дико и чудесно воняло зверем» («Начало»).
Доставший из уха сигарету Аркадий Кириченко, нервно пританцовывая, выкрикивает слова из рассказа «Волки», описывая преследование телеги волками на фоне пожара. Но слова тонут в треске подожженного им бикфордова шнура, уходящего прямиком в зрительный зал. Огонек подбирается к первому ряду, зрители уже не смотрят на сцену… Грохот, дым… Актеры предательски удирают в светящиеся красным проемы дверей.
Дым рассеивается. Одна из коробок начинает шевелиться. Она прыгает к авансцене, падает, в ней что- то бьется, бумага наконец прорывается, и на свет показываются две женские ноги, а затем голова в черной шляпке с огромным бантом из зеленой сетки — Поля Анны Синякиной. Она говорит тонким голосом, картавя и глотая окончания, захлебываясь словами из рассказа «Мадрид». Ответ ее собеседника появляется на белом заднике титрами. Пользуясь всеми возможностями, которые дает Word для работы с текстом, добавляя знаки препинания или забывая о них, увеличивая количество слов бесконечным повторением, Дмитрий Крымов и Мария Трегубова очень точно передают интонацию невидимого мужчины. На экране нарисовано и яблоко для Поли. Оно уменьшается до огрызка по мере того, как она, громко чавкая, пережевывает его. Невидимое, но очевидное присутствие мужчины доходит до абсурда: стул самостоятельно двигается к испуганной девушке, а ее поставленные на пол ботинки разъезжаются в разные стороны… В конце монолога приходят семеро мужчин и запихивают Полю обратно в коробку. Она не помещается, и ее левую ногу засовывают в дыру, которую она сделала в коробке, чтобы выбраться.
Дмитрий Крымов работает с прозой Бунина, как с пьесами Чехова в спектакле «Торги», где он выявляет квинтэссенцию чеховского. Там он оставил только пять характеров, сгруппировав действующих лиц по «амплуа»: двое мужчин, один из которых более успешен (Астров, Тригорин, Лопахин), а второй более несчастлив (Гаев, Вершинин, Дядя Ваня, Петя Трофимов), и три женщины, первая — актриса-красавица (Раневская, Аркадина, Елена Андреевна), вторая — юная девушка (Ирина, Нина, Соня), а третья — «грустный клоун» (Шарлотта, Фирс, Чебутыкин). Так и в «Темных аллеях» из тридцати восьми женских портретов он оставляет только три архетипических: молодая гулящая (Поля, «Мадрид»), взрослая женщина, как правило эмигрантка (Маша, «Месть»), и юная девушка, гимназистка или институтка («Галя Ганская»). Сценарий каждого рассказа неизбежно развивается по одному алгоритму, сформулированному еще Корнеем Чуковским в статье ;«Смерть, красота и любовь в творчестве И. А. Бунина»: «Если волнующе-прелестная женщина… одарена красотой изумительной, то мы эту красоту — сапожищами! — втопчем в самую грязь, превратим в позор и страдание!»
Мужчины Бунина интересовали в меньшей степени, чем женщины. У героев его рассказов часто даже нет имени, и нужны они ему как маски вроде обычных карнавальных, чтобы не вести повествование от первого лица. В спектакле Валерий Гаркалин, «лицо от автора», с грустной и одновременно циничной усмешкой рассказывает одну из темноаллейных историй («Поздний час»), иллюстрируя ее с помощью тщательно выполненного макета усадьбы с электрическими лампочками и картонными человечками. А после растворяется в группе мужчин, сливающихся в одного персонажа (хотя у каждого актера есть высказывание: и у Максима Маминова, и у Михаила Уманца, и у Сергея Мелконяна, и у Аркадия Кириченко, и у Вадима Дубровина). Они по очереди начищают мелом длинный кий или передают друг другу комбинацию, туфли, отрезанную женскую ногу в чулке. Им подыгрывает аккордеонист Александр Кабанцов с залихватски закрученной кудрей, скрывающей правый глаз.

Женщина неизбежно оказывается существом страдающим, жертвой. Каждая встреча заканчивается несчастьем или смертью. Так мужчина (Михаил Уманец), обнимавший сидящую у него на коленях Галю (Варвара Назарова), вдруг обнаруживает на руке кровь, текущую из ее пробитой головы. Но есть и выжившие, как обладательница ноги, которую мужчины передавали друг другу. Длинное белое атласное платье струится по полу, ниспадая с талии безноженьки. Она опирается на специальные приспособления для рук, изящно перетаскивая свое тело. Подползает к ногам, бережно закрывает их подолом платья. Расстраивается, что одна нога неестественно вывернута, надевает на нее новый чулок, аккуратно возвращает в нормальное положение. Сверкая черными глазами из-под белой шляпки с большими полями, грассируя, Мария Смольникова рассказывает о судьбе Маши из рассказа «Месть». Новая любовь в буквальном смысле ставит ее на ноги: взобравшись на стул с помощью рук, спускается, уже уверенно ставя на пол ноги в черных туфлях. Аккордеонист наяривает «Либертанго» Пьяццоллы, и мужчина несет ее в танце, как куклу. Ее белое платье исчезает, под ним оказывается черное бархатное, короткое, и уже она ведет мужчину, как кукловод. «Либертанго » превращается в «Утомленное солнце», и вот уже на женщине новое, черное атласное, платье, и вот она уже исчезла, оставив в руках мужчины кусок белой ткани, который он нежно прижимает к шее, немного грустно вытанцовывая несколько па… А куда исчезла — в небытие ли, как в рассказе «Генрих», или нет, уже не столь важно: главное, она снова заняла свое место в коробке, и ноги ее снова отпилены. В сущности, все герои бунинских «Темных аллей» бесконечно одиноки до судьбоносной встречи, калечащей как женщин, так и мужчин, и еще больше — после нее.
Поля, Маша, Галя с их тонкими голосами, с неправильным «р» выглядят как дорогие фарфоровые куклы, но — поломанные в пылу игры и упакованные обратно в коробки. Их элегантные, как актеры немого кино, мужчины исчезают и появляются уже в новом качестве — классом парней в разноцветных кроссовках, пришедших на экскурсию.
Наталья Горчакова в роли Экскурсовода точно передает специфические интонации и идеализированное восприятие мира. Плохо видящая, в очках, не обращая особого внимания на то, что ее окружает, она внушает этим подросткам доброе и светлое представление о Бунине, имеющее мало общего с реальностью.
Неожиданно полностью сменить точку зрения на происходящее — излюбленный прием Дмитрия Крымова. В «Снах Катерины» группа его студентов во главе с актером Михаилом Уманцем находят прототип Катерины из «Грозы» Островского: ее звали Надя Козлова, она жила деревне Козлы и то ли исчезла, то ли утонула в реке на мелководье, ударившись головой о якорь, неведомо как туда попавший. И написал «Грозу» вовсе не Александр Островский, а Николай, и есть улики, которые предъявляются зрителю: проявляющиеся во время спектакля фотографии, отрезанная коса Нади, якорь и часть окна с форточкой из дома, где она жила. Но если в «Снах Катерины» это пародия на сомнительные изыскания историков (ведь доказать можно все что угодно), то в спектакле по Бунину речь учительницы вскрывает проблему чтения и восприятия текста, столь любимую постмодернистами.
О рассказе Бунина «Деревня» Чуковский заметил: «Бунин неожиданно стал живописцем сложнейших и запутаннейших человеческих душ… Всю жизнь писал о проталинах и почти не видел людей. То есть видел, но где-то вдали, на фоне пейзажа, среди стогов и снегов». Новый спектакль Лаборатории отразил похожий этап в режиссуре Дмитрия Крымова. Раньше его актеры взаимодействовали прежде всего с предметом, внутренний мир человека возникал опосредованно: тенью на занавеске, как в спектакле «Сэр Вантес. Донкий Хот», в сложении кубиков и воспоминаний родственников, как Жираф из «Смерти Жирафа», в череде визуальных образов, как Катерина из «Снов Катерины». Взаимодействие с предметом — это фундамент театра Крымова. Но теперь он на нем выстраивает отношения между актерами, отношения между мужчиной и женщиной и на основе композиций из визуальных образов создает уже не «пейзаж», а портретную галерею под названием «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…».
Февраль 2011 г.
Комментарии (0)