Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

НЕ УПУСТИТЬ ШАНС

Балетный конкурс, состоявшийся в конце октября в Сочи, недаром называется «Молодой балет мира». Он действительно молод и по возрасту участников, и по дате рождения (2006). Главный «бренд» «Молодого балета» — Юрий Николаевич Григорович, создатель конкурса и бессменный председатель жюри. Вместе с Григоровичем в жюри — балетные асы со всего мира: Россия, Беларусь, Греция, Италия, Казахстан, Китай, США, Турция, Франция, Япония. Не всякий юный организм выдержит подобный «прессинг»!

Условия конкурса позволили участникам проявить свои возможности по максимуму. Помимо классики (па-де-де или несколько вариаций) младшие конкурсанты исполняли композиции народно- сценического и современного танца, а старшие — джаз и модерн. Разнообразие профессиональных умений, продемонстрированное в первую очередь в номере современного стиля, принесло Гран-при Эльдару Сарсембаеву (Казахстан). Внешние данные талантливого танцовщика предназначают ему роли демиклассического и гротескового жанра. А вот роли балетных принцев и прочих аристократов наверняка подойдут Климу Ефимову (Россия) и Константину Геронике (Беларусь), получившим первые премии в младшей и старшей группе. Оба без малейших усилий справились с технически сложными элементами классического танца и с такой же непринужденностью и грацией исполнили характерные и современные номера.

В числе золотых лауреатов в младшей группе — Маргарита Шрайнер (Россия) и Мидори Тереда (Япония), в старшей — Екатерина Кальченко (Украина). Вообще же лауреатами и дипломантами стали представители всех стран (помимо уже названных это Армения, Италия, Кыргызстан, США), исполнительский уровень конкурсантов был на удивление ровным. Девушки поражали безразмерным «шагом», уверенными вращениями, юноши — ловким пируэтированием в воздухе и на полу. В номерах современного стиля к этим достоинствам прибавились невероятная гибкость, пластическая раскованность, смелость, с какой выполнялись рискованные акробатические трюки.

За редким исключением конкурсанты демонстрировали отличную выучку, что и немудрено: многие их них уже не раз участвовали в международных конкурсах и имеют различные награды, в том числе золотые медали победителей. Правда, на первом туре почти у всех ощущались некоторая скованность или излишняя нервозность. Зато на заключительном гала-концерте окрыленные успехом лауреаты и дипломанты были, что называется, в ударе.

Мне, как представителю Петербурга, было особенно приятно, что среди лауреатов оказался артист балетной труппы Консерватории Владислав Шумаков (бронзовая медаль). Двадцатидвухлетний танцовщик появился в Петербурге недавно — в начале сезона. Выпускник пермского хореографического училища (педагоги — О. В. Петухова и В. Н. Толстухин), начав карьеру в местном театре, не засиделся в кордебалете. Высокий, пропорционально сложенный, технически крепкий, он получал одну за другой роли второго плана, предполагавшие разнообразные умения и актерскую отзывчивость. В «Ромео и Джульетте» он танцевал такие контрастные партии, как Тибальд и Меркуцио, а еще был Бенволио. В «Корсаре» он — мужественный Али, а в «Спящей красавице» — воздушная Голубая птица. В чеховской «Анюте» — тщеславный чинуша Модест, в «Балде» — сметливый работяга Балда. В концертах танцевал сложные па-де-де — из «Пламени Парижа», «Щелкунчика», «Коппелии». В Петербург Владислав прибыл с солидным профессиональным багажом, однако на первых порах попал в кордебалет, чередуя «массовки» с ответственными соло (па-де-де в «Жизели» и па-де- труа в «Лебедином»). Про конкурс узнал сам — нашел информацию в интернете и начал готовиться. «Классическая» программа — четыре виртуозные вариации — уже была «в кармане», новые номера поставил Даниил Салимбаев, балетмейстер, исполняющий обязанности директора труппы Консерватории. Подготовившись к конкурсу в сжатый срок, в Сочи Владислав уверенно вступил в состязание с довольно сильными конкурентами. Танцевал чисто, в хорошей мужской манере, чувствуя особый характер каждой партии. Проявил отличную выдержку и выносливость — не зря ведь с четырех лет занимался фигурным катанием и дошел до кандидата в мастера спорта. Что же помешало на конкурсе получить золото или серебро? По-видимому, те, кто опередил Шумакова, оказались более интересными в общеартистическом плане, что стало особенно очевидным в номерах современного направления, сочиненных специально для конкурса. В этой части конкурса Шумаков проиграл: номер «Иуда» (балетмейстер Салимбаев) нес явные следы спешки и должного впечатления не произвел.

Впрочем, большинство оригинальных композиций оригинальностью не блистали. Из массы трафаретных сочинений выделился разве что номер «Статуя», где незамысловатая фабула обрела некий метафорический смысл. В истории ожившей и вновь окаменевшей статуи прочитывалась мучительная попытка души вырваться из плена мертвой оболочки. Хореограф Адыл Досбатыров обыграл контраст между угловато-механистичной пластикой брейк-данса и виртуозным танцем, щедро уснащенным акробатикой. Эмоциональное воздействие на зрителя обеспечили совершенная техника и драматический нерв исполнителя Эльдара Сарсембаева. Танцовщик был удостоен Гран-при, а автор-хореограф получил премию за лучшую постановку.

Досадно, что многие балетмейстеры отнеслись к конкурсным номерам без должного рвения, а почтительные юные танцовщики пошли у них на поводу. Ведь удачная концертная миниатюра (жанр чрезвычайно сложный!) может стать верной спутницей артиста на протяжении всей карьеры, а значит, обеспечить длительную жизнь и творению хореографа. И как не пожалеть, что наши петербургские хореографы упустили редкую возможность творческой работы.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.