В. Асланова. «Уроки танго и любви». Творческая
компания «МК-ЯН».
Режиссер Елена Прокопьева
Строго говоря, ознакомившись с пьесой «Танго навсегда» Валентины Аслановой (зрелой актрисы театра Российской Армии, без видимых показаний взявшей стило в руки), выдающейся Алисе Фрейндлих пристало, отбросив прочь этот драматургический потуг, лишь воскликнуть «jamais!».
Асланова, как поведал нам вездесущий интернет, «Танго» свое много лет назад посвятила подруге — Ирине Печерниковой (кто не припоминает, Ирина Печерникова — очаровательная героиня фильма «Доживем до понедельника»). Но отчего-то право первой читки предоставила Алисе Бруновне, которая, правда, вдохновилась опусом не стремительно — вспомнила о нем лишь спустя пять лет.
Свежих струй в сюжете, рассчитанном на двух исполнительниц, обнаружить не удается: пожилая героиня — известная в прошлом и, как водится, подзабытая ныне парижская танцовщица Мадлен Вердюрен. Молодая героиня — неуклюжая провинциальная простушка Симона, исполняющая при мадам обязанности экономки, горничной и живой души. Жизнь Мадлен складывается из воспоминаний о подмостках, ушедшей молодости, бывших возлюбленных, из свежего йогурта и незажигательных перебранок с Симоной. Размеренно невеселые будни прерывает звонок старинного друга-импресарио, который, как Дед Мороз, предлагает Мадлен станцевать танго с любимым партнером Диего в зале «Олимпия» за гонорар в 25 тысяч франков. Увы, Диего скашивает свинка. Мадлен в отчаянии. Симона в смятении и жалости. Но выход найден: Симона заменит Диего, и женщины вдвоем таки выйдут в ритмах танго к зрителям вожделенной «Олимпии». Мадлен в мужском обличье (фрак, котелок, сигара), Симона — на четыре головы выше — в дамском (обнаженная спина, платье цвета краплак).
Полное отсутствие драматургических ходов могли бы скрасить искрометные, остроумные, живые диалоги, в которых что ни реплика — то лексическая радость. Но текст до неловкости пустой, вялый, никчемный. Остроты типа «артрит — мой партнер», «у него свинка? Какое свинство!» соперничают с неординарными сентенциями типа «артист без сцены жить не может» и «наше танго — это была целая жизнь, полная юмора и добра».
Спасти женщину-драмодела могла бы ее коллега по дебюту и полу — постановщица спектакля «Уроки танго и любви» Елена Прокопьева. Спасти талантливой режиссерской рукой. Если бы обладала ею. О постановщице мы знаем, что она хореограф, создательница танцевального коллектива «Крепостной балет», знаем, что долго практиковала в далеком сибирском городе Шелехове. В культурной столице оказалась недавно. В режиссуре — вчера. Но женщина, по всему видать, смелостью не обделена, рефлексией не обременена, коли берется ставить на Алису Фрейндлих. Ее режиссерская фантазия ограничивается расположением двух актрис на диване, у дивана, за диваном. Два шага от него в сторону одной кулисы, три — в сторону противоположной. Диван вообще становится центральным объектом приложения актерских сил и тел. Его нечеловеческий магнетизм обусловлен практически полным отсутствием на сцене других предметов. Идеальное сценографическое решение для гастрольного чёса. Собственный балетный коллектив тут же, под боком у Фрейндлих и на заднем плане одаривает нас скромными хореографическими па. Танцевальные экзерсисы вроде бы существуют не просто так, а «составляют волшебство», то есть обозначают «сны, фантазии и грезы» (как намекает программка) главной героини. Их бессмысленность может быть оправдана только тем, что героине — артистке на пенсии — еще и не такое может привидеться. Наездницы, седлающие мужчин, легкие конвульсии многоруких девушек, свалка тел, грациозные прыжки через диван — вот неполный перечень грез. И все это под прекрасную музыку, но до такой степени навязшую в ушах, что ее даже не замечаешь.
Еще один дебют проекта — Елена Бадмаева. Дизайнер и модельер одела актрис в силу своего востребованного на подиуме дарования. Мадлен — сначала в шелковую пижаму и тапки с помпонами, затем в домашнюю черную пару; Симону — в зеленое платье с передником, затем в горошек из крепдешина. Оба наряда из серии «я девушка непорочная». Дизайнерская находка: под платьем Симона носит сразу три комбинашки. Вероятно, для смеха.
Варвара Владимирова, впервые вышедшая на драматическую сцену в большой роли, ничем не посрамила династию. Но, к сожалению, никаких творческих открытий не случилось. Утешает только то, что в этом она была не одинока. Можно долго говорить о том, что драматургический материал и режиссер не оставляют актрисам шансов, но никакие разговоры не отменяют того, что Фрейндлих продемонстрировала нам лишь набор своих фирменных трюков и прекрасную физическую форму, а Владимирова — профессиональную пригодность. Актрисы понарошку танцуют, хмелеют от одного бокала, изображают растерянность, отчаяние, досаду и ни на секунду не дают себя заподозрить хоть в минимальных душевных затратах.
В одном из недавних интервью Фрейндлих объяснила: «Идея сделать антрепризный спектакль витала давно. Мне очень хотелось поработать со своим отцом — он тоже актер. Но как-то не сложилось: мы служили в разных театрах и… просто не успели. И тогда мне безумно захотелось, пока я не сошла с дистанции, поработать на сцене с дочкой. До этого она снималась в кино, а в репертуарном театре не работала никогда. И мы начали искать пьесу, которая, так или иначе, подходила бы нашему дуэту».
Заметим, что с отцом Фрейндлих когда-то думала репетировать «Цезаря и Клеопатру» Б. Шоу. В пьесе, если кто помнит, мудрый Цезарь учит Клеопатру быть царицей и человеком. Нынешний спектакль, трижды менявший название — «Танго навсегда» вполне символически превратилось в «Уроки танго и любви», — оказался настоящим уроком материнской любви, что, конечно, тоже немало.
Тут, увы, не обойтись без расхожей цитаты: поистине «бывают странные сближенья». Увидеть соседствующих на одном поле Асланову с Прокопьевой — несложно. Но присутствие Алисы Фрейндлих посреди этого творческого «бурьяна» оскорбляет художественное чувство.
А что, собственно, публика? Зал заполнен на 100 %. Красивые букеты. Их много. Улыбки, овации, умиление. Пожалуй, единственно замечательной в этот вечер была царившая в зале любовь. Настоящая, глубокая. Та, которая от долгих прожитых совместно лет делается лишь крепче. Благодарный верный зритель ни в чем не сомневался. Он просто непоколебимо любит свою Алису.
Сентябрь 2009 г.
Комментарии (0)