Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ФЕСТИВАЛИ

CВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

II МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РУССКИХ ТЕАТРОВ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И СТРАН ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

Фестиваль во второй раз прошел в Махачкале, столице Дагестана — страны, где действуют одиннадцать государственных театров, восемь из которых — национальные.

Многочисленные нации и народности Дагестана говорят на разных языках, и русский здесь играет объединяющую роль. Это — язык взаимопонимания, и русская культура — в том числе театральная — связующая нить в пестром разнообразии национальных традиций, обычаев и культур.

Представительный фестиваль создан на базе Русского драматического театра им. М. Горького; к его созданию причастны Министерства культуры Российской Федерации и Республики Дагестан, Союзы театральных деятелей РФ и РД и Международная ассоциация русских театров «МАРТ».

Афиша театрального форума впечатляет, в ней заявлены не только большинство ведущих театров региона, но и гости из дальнего зарубежья: театры Германии и Франции. Уже открытие фестиваля поставило высокую планку для театров-участников: академический русский театр им. Е. Вахтангова (Северная Осетия, Владикавказ), созданный в 1871 году, показал интересное прочтение популярной притчи М. Ладо «Очень простая история». Персонажи пьесы — домашние животные, которые зачастую выглядят намного мудрее и добрее, чем их хозяева. Люди бывают жестоки, алчны и догматичны, но и в них кроется человечность. Режиссер М. Абрамов не пошел по очевидному, на первый взгляд, пути: актеры в его спектакле не подражают повадкам животных, а выявляют их глубинную сущность. Актерский ансамбль работает на одном дыхании; пронзительная печаль бытия окутывает зал. И заколотая любимым хозяином Свинья (Н. Елпатова), и покончивший с собой пьяница-философ (В. Карпов) с одинаковым правом носят после смерти ангельские крылья…

Кажется, именно об этом — о следе, который остается после нас, — и спектакль русского государственного музыкально-драматического театра из Назрани (Ингушетия) «Забыть Герострата» по пьесе Г. Горина в постановке А. Льянова. Этот театр существует с 1998 года (вначале он назывался театр-студия «Современник»), сегодня его возглавляет известный театральный деятель Ингушетии М. Базоркин. Аскетичный по постановочным средствам, ансамблево сыгранный, спектакль выразительно трактует актуальные проблемы человеческой нравственности, ответственности за поступки, взаимоотношений власти и народа, отдельной личности и массы. Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе в четвертом веке до нашей эры; прошли века, но мы помним имя негодяя, желавшего славы любой ценой. Значит, Герострат достиг своей цели?..

Ответственность за содеянное имеет разные масштабы — от целого мира до собственной семьи, но от этого ее значение не становится меньше. И страдание, и боль души не уменьшаются. В конце концов, сердце человеческое — тоже целый мир… Спектакль Русского театра драмы и комедии из Черкесска (Карачаево-Черкесская Республика) «Вниз с горы» по пьесе А. Миллера (режиссер А. Байрамкулов) поставлен как камерный (зрители сидят на сцене, словно «внутри действия») и рассказывает камерную, внутрисемейную историю. Немолодой женатый бизнесмен (мощная роль В. Вартанова) заводит вторую семью в другом городе. Он любит обеих женщин, каждую по-своему, и жены не знают о существовании друг друга. Понятно, «нет тайного, что не стало бы явным», и обе жены сталкиваются в больнице у постели попавшего в автомобильную аварию героя… Если бы речь шла о стареющем ловеласе, не было бы предмета для сценического разговора, но герой — человек искренний и сильный, он пытается отстоять право быть собой. Однако обе женщины живут «по правилам», и понять «нарушителя» они не могут… Кто знает, не сам ли герой устроил автомобильную катастрофу в предчувствии надвигающейся развязки?

Наверное, мечта о счастье — движущая сила взлетов и падений, трудов и подвигов человека — и есть вечная тема искусства. И не случайно пережил века главный мечтатель всех времен и народов Дон Кихот Ламанчский. Свою версию бессмертного романа Сервантеса представил Дагестанский Государственный Кумыкский музыкально-драматический театр им. А. П. Салаватова (художественный руководитель — А. Айгумов, постановщик спектакля — И. Казиев). Насыщенный музыкой, песнями и танцами спектакль «Человек из Ламанчи», сыгранный на русском языке, погружает зрителей в веселую карнавальную стихию. Безумный странствующий рыцарь (И. Акаутдинов) на поверку оказывается Сервантесом, шальная Альдонса (С. Салимова) обнаруживает трогательную и чистую сущность Дульсинеи, преданный Санчо (П. Ихивов) готов отдать жизнь за своего мечтателя-хозяина, а жестокие сцены реальной жизни отходят на второй план, подчиняясь фантазии творца-демиурга.

Республиканский государственный русский драматический театр им. М. Горького не случайно стал организатором фестиваля. Этот театр, созданный в 1925 году, — центр русской культуры в Дагестане. С 1993 года его возглавляет выпускник Московского училища им. Щукина режиссер С. Тулпаров (он же — директор фестиваля). Театр имеет замечательный классический репертуар; в его афише — пьесы Гоголя и Островского, Грибоедова и Чехова. На фестивале театр представил современную комедию «Сосед и соседка» по пьесе Д. Чодорова в изобретательной режиссуре В. Константинова. Комедия положений исследует проблемы взаимоотношений: муж — жена, мать — сын, мужчина — женщина. И здесь — мечта о счастье, поиски любви, которые наполняют жизнь смыслом…

Необходимо упомянуть и новую краску фестиваля — серию моноспектаклей. Немецкий актер, петербуржец по рождению, А. Борис (Штутгарт) вызвал восхищение публики и жюри спектаклем «Лисистрата» по комедии Аристофана. Серия молниеносных превращений этого актера представила зрителям целый ряд персонажей веселой комедии на печальную тему, не утратившую актуальности с античных времен.

М. Морозов (БДТ им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург) выступил на фестивале как чтец, блистательно возродив этот великолепный жанр, незаслуженно отошедший на второй план в сегодняшней театральной практике. Затаив дыхание, слушал зал строки «Хаджи-Мурата» Л. Толстого и погружался в закулисные тайны французского театра вместе с героями булгаковской «Жизни господина де Мольера». К Булгакову обратился и А. Левшин (парижский театр «Летний снег»), выстроив свой спектакль «Место действия — Москва» на основе писем и заметок великого писателя.

В калейдоскопе фестивальных встреч, в аплодисментах зала, в торжественных речах и доверительных разговорах тихо звенели, как отдаленный звук струны, повторяемый горным эхом, слова мудрого поэта: «И не порвать связующую нить…».

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.