Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

«МЫ КАК ДАННОСТЬ» НА СЦЕНЕ «КОЛЯДА-ТЕАТРА»

«Коляда-Театр» набирает обороты. И дело даже не в количественных показателях: премьеры, гастроли, проекты, разрастание конкурса новой драмы «Евразия» до сверхмощного — 39 спектаклей! — международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays». Дело в том, что сегодня называется процессом самоидентификации: театр все отчетливей понимает и представляет себя, свою эстетику, круг своих тем.

Последние две премьеры — а это ни больше ни меньше «Женитьба» и «Король Лир» — отчетливо продемонстрировали этот процесс. Перед нами во всей своей взрывной силе предстает грубый площадной народный театр, готовый высмеять, снизить, опрокинуть любые абсолюты, ценностные вертикали, застывшие правила. И сделать все это ярко, жестко, агрессивно и безжалостно. Здесь актеры, не боясь предстать некрасивыми, демонстрируют уродство человеческих физиономий и тел, здесь стоит несмолкаемый хохот (почти уже безо всякого «сквозь слезы») над уродством наших душ.

Только Шекспиру и Гоголю находится пока место в театре «солнца русской драматургии» — в афише до сих пор были Николай Коляда, его ученики, «Ромео и Джульетта», «Ревизор» и «Гамлет» (экономические причины, которыми сам Маэстро объясняет этот факт, мы оставляем в стороне). Сочная, грубая, с безумными страстями материя шекспировского текста сдабривается фантасмагорическим гоголевским смехом. Смехом над Россией и ее «мертвыми душами». Что и говорить, не модно сейчас смеяться над Россией, магистральный тренд, откровенно отрабатываемый властью, противоположный — демонстрация национальной гордости и патриотизма. Но «Коляда-Театр» питается не модными трендами, а базисными ощущениями происходящего с нами и вокруг нас. Его лидер — художник отчетливо интуитивного склада — «кожей» чувствует сегодняшние настроения и экзистенциальные состояния людей.

На первый взгляд «Женитьба» и «Лир» — спектакли совсем о разном. «Женитьба», как в свое время и «Ревизор», — целый русский космос, воссозданный на крошечной сцене (постановщик, сценограф, музыкальный оформитель обоих спектаклей, как всегда здесь, одно лицо). Разудалые народные пляски в шубах, персонажи с раскрашенными под петрушек лицами, с крышками от самоваров вместо шапок и вышитыми полотенцами вместо шарфов. Специальная утрированно-народная стихия речи, еще и эхом отдающаяся в бесчисленных повторах и пародийных акцентах. Самовары, тканые половики с образами Николая-угодника и Божьей Матери, звучащая «вживую» балалайка. И, наконец, классики! На авансцене — разной величины черные либо белые статуэтки русских классиков: от Пушкина до, кажется, Есенина и Маяковского. Среди всей этой самоварно-балалаечной утвари смотрятся классики вполне органично, их то и дело берут на руки, гладят, вытирают с них пыль, смачно, правда, перед этим плюнув в их статуэточное лицо. Здесь сидят на буфетах, носят в виде медальонов портреты Пушкина, рассуждают про русский реалистический театр, показывают кукольный, вспоминают и русскую птицу-тройку, и зеркало, на которое по известным причинам «неча пенять», и «я к Вам пишу»… даже пресловутая «русская духовность», представленная в виде сурового бронзового Толстого, не забыта.

«Женитьба». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

«Женитьба». Сцена из спектакля.
Фото из архива театра

«Женитьба». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

«Женитьба». Сцена из спектакля.
Фото из архива театра

Вся история сватовства на сцене напоминает народные гулянья с сольными залихватскими выходами всего паноптикума женихов (Яичница — Евгений Чистяков, Анучкин — Сергей Федоров, Жевакин — Сергей Колесов), каждый из них подлинный, как тут выражаются, «перл». Образы главных героев — кроме Кочкарева, который в исполнении Антона Макушина и так разве что не с рогами и копытами, настоящий русский черт, — предстают еще и с эффектом двойного смещения. Подколесин Олега Ягодина и Агафья Тихоновна Натальи Гараниной, сами по себе подчеркнуто гротесковые (чего стоит один их внешний вид: стильная, супер-«актуальная» фактура Ягодина здесь спрятана под дурацкую шляпу — крышку самовара, красные бесформенные штаны на подтяжках, нелепую экзотическую рубаху и войлочные тапочки, а невеста является в виде откровенно пожилой, да еще и одноглазой мечтательной тетеньки), без конца как будто «отражаются», повторяются, пародируются парой слуг, Степаном (Александр Кучик) и Дуняшкой (Тамара Зимина). А в сцене, когда новоиспеченный жених задумывается в ожидании переодевающейся к венцу невесты, является ему видение, где Степан с Дуняшей и воплощают образ типичной русской «женитьбы»: с медленным раздеванием молодых, летающими перьями перины, стыдливым смущением невесты и почти сразу… грубым, страшным надругательством пьяного мужа над дрожащей от страха женой.

По большому счету главный герой здесь один — Подколесин. Вокруг этой фигуры закручивается все мироздание спектакля. К этому образу русского человека стекаются все его смысловые центростремительные силы, в нем фокусируется то базисное народное ощущение, ради которого и сделана «Женитьба». Ягодин создает удивительную, точную, злую пародию на как бы мерцающего человека, какого-то нежильца, анемичного, с непредсказуемыми выплесками энергии (как истерика по поводу обнаруженного седого волоса), не способного ни к какому действию, ни к какому поступку. Жизнь, эта безумная, сумасшедшая, клубящаяся вокруг жизнь, ему как бы не принадлежит, он в ней только функция, ходящее, судорожно вздрагивающее и что-то, само не понимающее зачем, говорящее тело. Душа давно готова в могилу. Именно в нее, как-то почти незаметно оформившуюся к финалу в самом центре сцены, и спрыгивает вместо положенного окна на глазах у потрясенного зрителя наш Подколесин.

Действие «Короля Лира», так же, как и в недавнем «Гамлете», происходит где-то вообще — в мире, в истории, в семье, в душе. Заглавную роль взял себе сам Коляда, «на входе» и «на выходе» являющий зрителю собственный образ усталого немолодого человека в потертых синих джинсах и слегка вытянутом черном джемпере. Вообще же костюмы и Лира, и его многочисленной свиты-семьи, как всегда в этом театре, отдельный сюжет. Они одеты в простые майки и кальсоны, на которые натянуты хлопчатобумажные чулки на толстых резинках, а сверху, на завязанных на поясе веревках, — длинные, разрезанные на четыре полотна пластиковые мешки. Эти мешки оказываются удивительно функциональными — они то длинные юбки, то, поднятые кверху, капюшоны, таинственно скрывающие лица, но главное их назначение — поразительно деформировать фигуры. Легким движением руки они заправляются в кальсоны — и перед нами жуткие, с тонкими ножками, отвислыми попами и животами-гениталиями (в едином комплексе) карнавальные уроды с нелепыми париками на головах впридачу.

Из постоянного реквизита — мотки с нитками, которые становятся то грудями Лира и всех остальных, то его артритными коленями, то, набитые в чулки и повешенные на шеи персонажей, артритными ногами всех стариков мира — старости как таковой. Еще лохматые копеечные птицы — уродцы, кричащие противными голосами, с которыми все время играет Лир и вся подобострастная свита. Еще щиты в глубине и по краям сцены, издающие оглушительно-резкие звуки, когда на них с разбегу бросаются герои. Еще гигантская масса спутанной цветной проволоки, в которой зарывается покинутый всем светом несчастный Лир. Еще колена жестяных водосточных труб… Всего не перечислить, но главное «действующее лицо» предметного мира — небольшие жестяные гробы-корыта, в которых на длинных веревках персонажи сначала таскают друг друга и в которые затем ложатся умирать. Внутри всей этой вакханалии зрительных образов, погруженной в ритмически-колдовской, как всегда у Коляды, музыкальный ряд, и рождается щемящая история короля Лира.

Н. Коляда (Лир). Фото из архива театра

Н. Коляда (Лир).
Фото из архива театра

История о человеке, который состарился, не успев повзрослеть, — за это и поплатился. Ключевой фразой спектакля становится подсказка шута: «Тебе нельзя было стариться, пока не поумнеешь». Ведь старость и смерть надо, как «Иов, насытившийся днями», заслужить. Лир Коляды, играясь всю жизнь, решил было поиграть и в старость. Только после дочкиных уроков он увидел (в том числе и в буквальном смысле, в щите-зеркале) наконец свою старость и заплакал. Только испытав боль, обиду, страх и одиночество, он что-то понял про человеческие несчастья, почувствовал, что значат любовь и преданность, ощутил горький вкус самой жизни. Но — поздно.

В начале спектакля на сцене долго кривляется сам и заставляет кривляться дочерей — статную, вальяжную «красотку» Гонерилью (Ирина Ермолова) и мелкую, хлопочущую лицом «уродку» Регану (Вера Цвиткис) — глупый, капризный, возвышающийся над всеми чуть не на голову тиран своей семьи и свиты. Все коллективные чувства, желанья, реакции на события, гомерический хохот и рокот возмущения, уверения в любви и проклятья рождаются по мановению его руки. Только малышка Корделия (Елена Костюкова), принимая пока по наивности игру за чистую монету, не включилась еще в эти правила, чем и вызвала нешуточное раздражение отца. По мере развития событий тиран-кривляка все больше становится скрюченным, жалким, тихо бормочущим — даже свой знаменитый монолог во время грозы — стариком. Космический размах трагедии решен здесь мизансценически: сидя один, посреди пустой сцены, Лир держит в руках толстые связки веревок от гробов-корыт, как привязные ремни всех человеческих смертей-жизней. И его тихое прозрение («О нет, я буду образцом смиренья — ни слова больше не скажу») среди крика, шума и грохота, кривляний, немыслимых танцев и коллективных испражнений действует сильнее любых открытых эмоций.

Заметим, правда, что другая важная шекспировская линия отношений с детьми (Эдмунд — Олег Ягодин, Эдгар — Карен Кочарян) еще одного, буквально ослепленного по ходу действия пьесы отца (Глостер — Сергей Колесов), хоть и представлена с сильной актерской энергией и ошарашивающей изобретательностью, все же в идейном становлении спектакля оказывается не более чем декоративной «приправой» к основному действию, не работает на главный смысл.

…Заканчивается спектакль самоубийством Лира. А за ним, сняв парики, обратившись тем самым из персонажей в актеров, укладываются со строгими спокойными лицами в жестяные гробы и все остальные. На сцене мягко мигает свет, и все это коллективное кладбище медленно погружается в абсолютную тьму.

Вместо послесловия позволю себе привести несколько мыслей из маленькой интернетной статьи-эссе известного российского социолога культуры Бориса Дубина «Мы как данность»:

«В уличном многолюдье, в транспорте, в магазинах — всюду, где на время оказываешься одним из неотличимых многих — нередко возникает ощущение, будто бы окружающие как-то не полностью присутствуют здесь и сейчас. Спешка в соединении с полусонностью, взвинченность — с бесчувствием.

О. Ягодин (Эдмунд). Фото из архива театра

О. Ягодин (Эдмунд).
Фото из архива театра

…Иногда кажется, что неполное присутствие или даже демонстративное отсутствие окружающих нас людей здесь и сейчас — это тот же синдром „мечтательности“, который был у многих гоголевских героев, скажем, у Хлестакова или Манилова. За непомерными мечтаниями и несусветной завиральщиной, так что персонаж и сам готов на минуту поверить в собственное хвастовство, у них стоял, понятно, комплекс „маленького человека“, его незначительной и необязательной, никому не интересной и сбитой на обочину жизни. Но в новейшее время к этому комплексу подключились механизмы куда более мощные и отнюдь не частного свойства. Они этот комплекс поддерживают, муссируют, тиражируют, причем в общегосударственном масштабе… Люди привыкают наблюдать за происходящим со стороны, предпочитая не вмешиваться, так как не чувствуют ни ответственности, ни сопричастности… „Я это вижу, но я в этом не участвую“. Опять-таки, меня здесь как бы нет.

…Напомню мысль Мераба Мамардашвили о невзрослости советского человека даже преклонных годов — он ведь, как правило, никогда не встречался с последствиями собственных поступков. Не встречался потому, что собственных поступков, выбора, решения, ответственности в его жизни, строго говоря, почти не было. Отсюда и сегодняшнее самоощущение абсолютного большинства россиян (наши социологические опросы это раз за разом показывают): они признаются, что не могут повлиять на происходящие события, реально переделать что-то в себе и вокруг, стать другими и изменить свою жизнь. Получается, что эта жизнь им как бы не принадлежит…»

Образ полого, мерцающего, «со сбитой на обочину жизнью», инфантильного человека, не способного к поступку, не готового к главному, наверное, жизненному испытанию старостью, и вырастает из последних спектаклей «Коляда-Театра». Жутко жить на этом свете, господа.

Июнь 2008 г.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.