Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ЧЕТЫРЕ ТАНЦА И ОДНИ ПОХОРОНЫ

Ж.-Л. Лагарс. «Ля эстрада» («Мюзик-холл»). Театр ОКОЛО дома Станиславского.
Режиссер Юрий Погребничко

Когда-нибудь, когда-нибудь,
Когда не знаю, но наверно
Окажется прекрасным путь…

Б. Рыжий

В театре ОКОЛО дают новый концерт. Сколько было у Погребничко этих танцплощадок, хоров, певцов и музыкантов! Пели перед киносеансом или от русской тоски, пели о ландышах и о синем канадском небе, пели в концертных платьях и в поношенных пальто, пели грустно, лукаво, издевательски, щемяще, страстно, озорно, безнадежно — пели те, кто еще с нами, и те, кого уже нет. Неказистые, неудачливые актеры, подобно Счастливцеву с Несчастливцевым путешествующие из Керчи в Вологду, из Вологды в Керчь, которых когда-то — ах, как это было давно и все же было, было, пускай, может быть, только и один раз — так принимали в Харькове — три корзины, два венка, верите ли? — да и одеваться они тогда были не дураки — эти нелепые, но с чувством собственного достоинства комедианты — они вновь герои Юрия Погребничко.

На маленькую сцену выходит девушка (как обозначено в программке) в ватнике, прикрывающем неказистое, но с претензией платье, в трениках и концертных туфлях на босу ногу (Лилия Загорская). С ней — два партнера: тот, что постарше, в узком, тесном костюмчике (Сергей Каплунов), тот, что помоложе, в костюме, напротив, слишком большом и даже немного залихватском, с красным бантом в петлице (Илья Окс). Еще один — кореец с французским выговором (Суан Дао) — сбоку, за барабанами. Есть у «девушки» и четвертый партнер (Дмитрий Богдан), но о нем — позже…

Они — бродячая труппа провинциального «мюзик-холла» (так они себя называют — узнаем опять же из программки). И что с того, что путешествуют они по ненашему, по французскому захолустью и скоро уже, видит Бог, доберутся до самого распоследнего городишки «на Луарe», — ведь там, как верно заметит девушка, такое же болото, как и здесь (и когда она будет говорить про здесь — как будет не один и не два раза за этот спектакль, — ты, зритель, очень хорошо почувствуешь, что это не какое-то абстрактное «здесь», а самое что ни на есть настоящее). И что с того, что каждую фразу кореец за барабанами будет для захолустных зрителей заштатного театрика переводить на французский. Да и песни будут то те, то эти — французско-нижегородские, в сопровождении фирменного погребничкиного танца — то ли степа, то ли чего. С первого взгляда понятно: они нашенские, эта «банда из Одессы» и их прима.

Собственно, спектакль по пьесе Жан-Люка Лагарса «Мюзик-холл», аванпремьера которого прошла в ОКОЛО, — это монолог стареющей певицы, произносимый то ли до, то ли после очередного выступления ее маленького «мюзик-холла». Рассказывает она о сущих мелочах, о безнадежных неурядицах, приключающихся во время их путешествий. Стоит посередине сцены — слева один партнер, справа другой (это их затверженные навсегда позиции — только так, не иначе), — смотрит прямо перед собой и рассказывает уставшим голосом. О том, что невозможно работать без концертного магнитофона — а она ставит, непременно ставит это условие, когда приезжает в очередную дыру, — ставит, но его, конечно, не выполняют, и приходится работать с кассетным — а это, сами понимаете, разве же это — магнитофон (одно то, как она произносит это слово, — интонации, с которыми можно говорить о самом важном, о самом прекрасном в самой трагичной пьесе мира — о чайке, возможно).

Сцена из спектакля. Фото В. Пушкина

Сцена из спектакля.
Фото В. Пушкина

Сцена из спектакля. Фото В. Пушкина

Сцена из спектакля.
Фото В. Пушкина

Сцена из спектакля. Фото В. Пушкина

Сцена из спектакля.
Фото В. Пушкина

Сцена из спектакля. Фото В. Пушкина

Сцена из спектакля.
Фото В. Пушкина

Рассказывает о том, как необходимо для нее, чтобы стоял на сцене свой табурет — ее единственная и потому такая дорогая собственность: как только девушка говорит о табурете, один из партнеров — тот, что помладше, — тут же достает его из большого заплечного кофра — невозмутимо, как и положено погребничкиным трюкам. Табурет этот — самый верный ее спутник, и она искренне недоумевает, почему из-за него вечно возникают проблемы: то предложат заменить стулом, но ведь у стула — это ужасно! — есть спинка, и на нем нельзя крутиться (тот, что постарше, достает из своего кофра стул и издевательски прокручивает на нем полный круг, задрав над спинкой ноги), то и вовсе начнут уверять, что табурет — легковоспламеняющийся. Только подумайте, что за причина — «легковоспламеняющийся» — медленно повторит она и вслед за этим — с ясной, всепрощающей интонацией («Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле — все равно, играем мы на сцене или пишем, — главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть» — с такой, наверно) — «Пожарники» — и под общий хохот тихо добавляет: «Боятся огня». Требуют бумагу о том, что табурет безопасен, — а что же, она дура и не предъявила бы такой бумаги, если б она была? «А не нужна вам бумага, что не воспламенюсь я — не воспламенюсь и не сожгу вашу сцену и ваш зал?» — спрашивает она в абсолютном отчаянье. Говорит о пожаре — и понятно, что говорит не о каком-то «пожаре», а об одном — о том самом… И именно поэтому — с такой болью: «А если воспламенюсь — я?..» И вот тут вдруг запоет — запоет неумело, жалко, срывающимся голосом (а мы знаем, петь в ОКОЛО умеют — и если сейчас так поется, значит, просто по-другому — невозможно) — и оборвет песню, едва начав.

А в промежутках ее партнеры — все в тех же позициях, строго — будут развлекаться цирковыми фокусами — для разнообразия программы, видимо, ведь с такими песнями далеко не уедешь. Тот, что слева (от нее — от нас справа), достает из кармана красный светящийся огонек и запускает его себе за ворот, а через мгновение вынимает из узкой штанины, так — еще и еще раз. Потом — перебрасывает его второму. Самого броска нет: вот огонек мерцает в руке одного, вот — на мгновение, нет, на пол-, на четверть мгновения — над девушкой — и зажигается в руке второго. Как они это делают? Волшебство, настоящее волшебство! Но, как, наверное, и должно быть с настоящим волшебством, такое будничное, такое простое и искреннее… А второй подносит огонек к одному уху и тут же достает из другого — еще раз, еще — секунда — красный огонек снова блестит с другой стороны. Красный блуждающий огонек… Для другого «фокуса» из-за сцены выйдет четвертый партнер — такой домовой, возникающий совсем ненадолго, когда без него не обойтись. Появляется с табличкой «говорящая рыба», подплывает к девушке, таращится рыбьими глазами в зал. Девушка, показывая на него: «Это я» («Я — чайка»?). И он уплывает…

Вот, собственно, и все или почти все, что происходит за час с небольшим в этом незамысловатом мюзик-холле: разговоры о табурете, песни, фокусы… Вдруг, ни с того ни с сего (хотя понятно, конечно) — «А как умру, знакомые, проходя мимо могилы, будут говорить: „Здесь лежит Тригорин. Хороший был писатель, но он писал хуже Тургенева“» или «Ты очи обратил мне внутрь души, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах — нет спасенья!». Играли они когда-то эти роли? А если нет, то откуда тогда узнали о нашей чайке на своей Луарe? Да и не те ли это актеры — из Чехова, из Шекспира? Впрочем, все равно. Из Погребнички. А это значит — и из Шекспира, и из ближайшей подворотни. А девушка говорит — о своем муже, который создал этот мюзик-холл таким, какой он есть (конечно, были времена и более блестящие, но…). Говорит об ушедших партнерах — какие эти по счету: четырнадцатый? пятнадцатый? А ты смотришь на лицо молоденького франта — он еще юный, не побитый жизнью — даже петь пока не умеет… Или на лицо того четвертого, «домового» с такой французской бородкой. Вот они оба стоят на сцене — какие: четырнадцатый? пятнадцатый?..

Последний фокус этого представления — коронный номер. Партнеры выкатывают на сцену ящик — такой, в который ложатся в цирке молоденькие глупенькие девушки в переливающихся платьях и их распиливают хитрые иллюзионисты. Девушка, сняв ватник, ложится в этот ящик, ее распиливают окровавленной заранее пилой, вставляют посередине перегородки, раздвигают половины, и каждый из двух партнеров — позиции те же, все строго — кружит со своей половиной под грустную мелодию… Она выходит из ящика, не улыбаясь, все они втроем садятся, опершись на него, и смотрят в зрительный зал… При всех хитростях «Мюзик-холл» в ОКОЛО — спектакль самый, пожалуй, бесхитростный. Хитростно было: танцевали в немецких мундирах и пели в татарских шубах, обливались водой и с размаху под «Выдь на Волгу» засаживали тортом в лицо, облачались в японские костюмы, нацепляли картонные крылья, рядились в женщин, спускались в лифте и сажали голубей на ушанки — и делали все это ярко, остро. Здесь — по-другому. Помня — что было.

И вот девушка стоит и смотрит в эту «черную дыру зала», где — теперь она знает это точно — «никого нет». Все они снова — прежде чем исчезнуть за своим заржавленным занавесом — играют красными огоньками. Потом два партнера подходят к урне у занавеса и отправляют в нее все свои огоньки — достают их из карманов еще, еще и еще — вот уже десяток, полтора, откуда столько? — но вот еще один завалился за подкладку, еще один застрял в рукаве. Сияют-сияют огоньки и исчезают в урне. Партнеры уходят. Девушка, оставшись одна, медлит секунду, достает пару последних огоньков — они вспыхивают на мгновенье и тоже исчезают. Вот сцена опустела. Долгие, громкие аплодисменты. Выбежит кланяться неуклюжая фигуристка в белой юбочке и толстых рейтузах? Или, сияя, появится на бис клоунесса в шубе поверх спортивного костюма? Или невозмутимо и важно выйдет бритый налысо человек с торчащими бакенбардами и будет снова и снова ронять свой барометр под звучащие все сильней аплодисменты? …Кланяться не выйдет никто. Потому что, как сказал один неплохой актер, «дальнейшее — молчанье»…

2 июля 2008 года

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.