То ли оттого, что премия «Арлекин» пока еще самая молодая из национальных театральных премий, то ли оттого, что назвали ее именем лихого импровизатора, прославленного исполнителя лацци в костюме из разноцветных лоскутов, — но скучноватая предсказуемость пока что не воцарилась в списке номинантов. Пятилетний «Арлекин» еще способен удивлять, интриговать, хотя и не исключительно позитивно… Превращения, происходящие на фестивальных площадках, далеко не всегда идут на пользу спектаклю и доставляют удовольствие зрителю и, конечно же, не всегда радуют жюри и экспертный совет. Фестиваль есть фестиваль.
Но самым впечатляющим «превращением» этого «Арлекина» хочется назвать спектакль новгородского «Малого» театра для детей и молодежи «Принц и Дочь великана» (режиссер Надежда Алексеева) по мотивам шотландских сказок. На длинном столе, посреди одетой в черное сцены, действуют сделанные из жатой бумаги и фольги персонажи. Актеры порой занимают почти отстраненную позицию рассказчиков, порой (надев, например, целлофановый парик или обмотав голову фольгой) перевоплощаются в героев фантастических сказочных событий. Виртуозное темпераментное актерское шутовство (Олег Зверев, Андрей Данилов, Илья Архипов, Елена Федотова) создает ощущение исключительной подвижности спектакля при почти неизменной «застольной» мизансцене. Предлагаемые обстоятельства обозначаются то с помощью вентилятора (например, развевающийся метровый «хвост» рулончика туалетной бумаги — ветер, посланный на помощь Принцу), то синим светом ПРК, то еще каким-нибудь нехитрым, но обязательно остроумным приемом (сценография и костюмы Игоря Семенова), вызывающим самую живую реакцию зрительного зала. Спектакль был заслуженно отмечен в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучший актерский ансамбль».

Присуждение Национальной премии «Арлекин» спектаклю БТК «Маленький принц» не стало неожиданным. Поставленная Русланом Кудашовым сказка-притча в одном действии — любопытный результат поиска консенсуса между серьезным и наивным зрительским восприятием (см. «ПТЖ» № 51) — предсказуемо порадовала и очаровала и жюри, и фестивального зрителя.
Бесспорно, от введения в программу спектаклей театра кукол фестиваль много выиграл на этот раз, надеемся, выиграет и в дальнейшем. Еще одно подтверждение: жизнерадостный, разноцветный, в чем-то очень детский, а в чем-то — неожиданно взрослый спектакль «Волшебные сказки попугая» Архангельского областного театра кукол в постановке Дмитрия Лохова. Пьеса, написанная режиссером в соавторстве со Светланой Логиновой, представляет собой почти хулиганский «микс» из португальских, французских и английских сказок, анекдотичных и даже ностальгически-советских мотивов (в пещеру злобного карлика, например, ведет «маленькая железная дверь в стене» — так называлась хрестоматийная повесть о жизни Ленина в эмиграции). А форма, в которой излагаются следующие своеобразной фантастической логике истории, явно намеренно соотносится с формой детского утренника, в котором почти непременно должны участвовать принцесса с белобрысыми кудряшками, злобная страшноватая старуха и немного застенчивый симпатяга-принц. Визуальный ряд спектакля (сценография, костюмы и куклы Елены Николаевой) отчетливо соотносится в зрительском восприятии с оформлением книжки сказок, красивой, яркой — и вдруг ожившей. Окошко, в котором разыгрывают сказки с продолжением маленькие тростевые, перчаточные куколки и даже маски, усиливает это впечатление. А в целом забавный контраст между ассоциативно-игровой драматургической формой и подчеркнуто простодушной манерой ее воплощения доставляет настоящее зрительское удовольствие.
Предсказуемо очарователен был и «Гадкий утенок», поставленный Жаком Матиссеном в театре кукол «Бродячая собачка» в 2004 году, отмеченный и «Золотой маской», и «Золотым софитом». Почти элегическая атмосфера, впечатляющие, тонкие актерские работы (Маргарита Шумилова, Светлала Ягуткина, Сергей Толстов), лаконичная «экологическая» сценография (художник Алевтина Торик) снова тронули, захватили зрителя.
Самое «масштабное», хотя и не самое интересное превращение произошло с кукольным спектаклем театра «Кулиска» из Нового Уренгоя (режиссер Елена Реховская, сценограф Анна Суслова). То, что в видеозаписи выглядело миниатюрным и смотрелось довольно забавно, на фестивальной сцене удивило неожиданно «раздувшимся» размером. Секрет раскрылся в финале, когда артисты вышли на поклон не с теми огромными, чуть ли не в рост человека куклами, которые были заняты в спектакле, а с их маленькими дублями (на видеозаписи отличить одних от других практически невозможно!). «Сказка про Ежика и Медвежонка», показанная «в полный рост», выглядела довольно неуклюже, несмотря на забавные, по-настоящему кукольные приемы.
Неудачным, к сожалению, оказалось представление театра «Кукольный формат», показавшего давно знакомый и полюбившийся спектакль «Кошка, которая…» (режиссер и художник Виктор Антонов). Сугубо камерный спектакль в Белом зале театра «Зазеркалье» просто «не пошел» — фестиваль есть фестиваль.

Из четырех драматических спектаклей-номинантов, наверное, с наибольшим нетерпением ожидали «Историю одной матери», поставленную в Нюрбинском государственном драматическом театре режиссером Петром Скрябиным. В программе прошлогоднего «Арлекина» театр из Республики Саха (Якутия) стал бесспорным лидером, покорив яркой и самобытной органичностью, не требующей ни объяснения, ни оправдания. Увы, попытка синтеза якутского мифа и андерсеновской, сугубо европейско-христианской эстетики не породила столь же впечатляющего театрального явления, как спектакль «Волшебные ягодки» (Смерть — один из двух главных персонажей сказки Андерсена, философские понятия о смерти слишком разные у якута и европейца, а увязать их драматургически у создателей спектакля не получилось). Нельзя не отдать должное интереснейшему якутскому коллективу: световая партитура стала более изощренной и эффектной, костюмы — более затейливыми и роскошными, сценографические решения — более убедительными и техничными. Но в семантическом пространстве спектакль как бы «завис»: уже не миф в действии, но еще не театр. Поэтому и оказались неоправданными мотивации героев, стал очевидным недостаток пластической четкости, былая органичность превратилась в неуместную наивность, и совсем не удалась фонограмма (этакий невыразительный попсовый фон для трагической притчи).
Много потерял в своем обаянии и спектакль РАМТа «Сказки на всякий случай», созданный для камерной площадки, где вполне уместны и незатейливые мягкие декорации, и разностильный «чердачно-подручный» реквизит, и атмосфера этакого студенческого капустника, на котором «физики» играют «лириков». На большой сцене «Зазеркалья» разыгрываемые молодыми актерами притчи-шарады почти утратили игровой кураж и расплылись мизансценически, а двухчасовой литературный текст показался бесконечным. Фестиваль есть фестиваль.
Заявленный как «сказка индейцев племени Шайенов в одном действии» и названный почему-то «Легенда о священной горе» спектакль Томского областного театра юного зрителя (режиссер Лариса Лелянова) оказался чрезвычайно беспомощной стилизацией под экзотический фольклор, с неизбежным цитированием «Песни о Гайавате», сомнительно аутентичной хореографией и совершенно невыразительными мизансценами. Довольно интересными оказались результаты актерского поиска Всеволода Трунова, сыгравшего Мышонка, и работа художника по костюмам Ивана Иванова. Впрочем, такие костюмы более уместно выглядели бы в каком-нибудь эстрадном шоу по мотивам индейских легенд. К тому же стилю явно тяготели фонограмма и световая партитура спектакля, который словно «ошибся площадкой».
«Страна Андерсена», которую привезли из Омска и показали на сцене «Балтдома» (режиссер Владимир Ветрогонов), продемонстрировала, пожалуй, самый незатейливый вариант режиссерского решения: поворотный круг вращается, цветные лучи софитов переливаются, актеры ходят по сцене, произнося довольно избыточный текст, массовка (горожане, трубочисты, придворные), застыв в пафосных позах, уезжает по кругу к арьерсцене. Возможно, это почти буквальное цитирование сценария «Старой-старой сказки» не выглядело столь банально на видеозаписи и могло бы быть востребовано юным зрителем — будь оно хотя бы на йоту искреннее актерски и правдивее сценически.
Набравшись некоторой постфестивальной смелости, можно было бы завершить обзор программы «Арлекина» выводом о триумфе кукольного искусства (тем более что вне конкурса вполне успешно выступили Санкт-Петербургский кукольный Театр сказки, Театр марионеток «Кукольный дом» и талантливый студенческий курс Руслана Кудашова). И, бесспорно, есть все причины поздравить кукольников с «успешным стартом». А всем-всем, и прежде всего самому «Арлекину», пожелать только интересных, новаторских, волшебных метаморфоз.
Комментарии (0)