Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ФЕСТИВАЛИ

МЕТАМОРФОЗЫ АРЛЕКИНОВЫ

Пятый Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». 17–23 апреля 2008 года

То ли оттого, что премия «Арлекин» пока еще самая молодая из национальных театральных премий, то ли оттого, что назвали ее именем лихого импровизатора, прославленного исполнителя лацци в костюме из разноцветных лоскутов, — но скучноватая предсказуемость пока что не воцарилась в списке номинантов. Пятилетний «Арлекин» еще способен удивлять, интриговать, хотя и не исключительно позитивно… Превращения, происходящие на фестивальных площадках, далеко не всегда идут на пользу спектаклю и доставляют удовольствие зрителю и, конечно же, не всегда радуют жюри и экспертный совет. Фестиваль есть фестиваль.

Но самым впечатляющим «превращением» этого «Арлекина» хочется назвать спектакль новгородского «Малого» театра для детей и молодежи «Принц и Дочь великана» (режиссер Надежда Алексеева) по мотивам шотландских сказок. На длинном столе, посреди одетой в черное сцены, действуют сделанные из жатой бумаги и фольги персонажи. Актеры порой занимают почти отстраненную позицию рассказчиков, порой (надев, например, целлофановый парик или обмотав голову фольгой) перевоплощаются в героев фантастических сказочных событий. Виртуозное темпераментное актерское шутовство (Олег Зверев, Андрей Данилов, Илья Архипов, Елена Федотова) создает ощущение исключительной подвижности спектакля при почти неизменной «застольной» мизансцене. Предлагаемые обстоятельства обозначаются то с помощью вентилятора (например, развевающийся метровый «хвост» рулончика туалетной бумаги — ветер, посланный на помощь Принцу), то синим светом ПРК, то еще каким-нибудь нехитрым, но обязательно остроумным приемом (сценография и костюмы Игоря Семенова), вызывающим самую живую реакцию зрительного зала. Спектакль был заслуженно отмечен в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучший актерский ансамбль».

Присуждение Национальной премии «Арлекин» спектаклю БТК «Маленький принц» не стало неожиданным. Поставленная Русланом Кудашовым сказка-притча в одном действии — любопытный результат поиска консенсуса между серьезным и наивным зрительским восприятием (см. «ПТЖ» № 51) — предсказуемо порадовала и очаровала и жюри, и фестивального зрителя.

Бесспорно, от введения в программу спектаклей театра кукол фестиваль много выиграл на этот раз, надеемся, выиграет и в дальнейшем. Еще одно подтверждение: жизнерадостный, разноцветный, в чем-то очень детский, а в чем-то — неожиданно взрослый спектакль «Волшебные сказки попугая» Архангельского областного театра кукол в постановке Дмитрия Лохова. Пьеса, написанная режиссером в соавторстве со Светланой Логиновой, представляет собой почти хулиганский «микс» из португальских, французских и английских сказок, анекдотичных и даже ностальгически-советских мотивов (в пещеру злобного карлика, например, ведет «маленькая железная дверь в стене» — так называлась хрестоматийная повесть о жизни Ленина в эмиграции). А форма, в которой излагаются следующие своеобразной фантастической логике истории, явно намеренно соотносится с формой детского утренника, в котором почти непременно должны участвовать принцесса с белобрысыми кудряшками, злобная страшноватая старуха и немного застенчивый симпатяга-принц. Визуальный ряд спектакля (сценография, костюмы и куклы Елены Николаевой) отчетливо соотносится в зрительском восприятии с оформлением книжки сказок, красивой, яркой — и вдруг ожившей. Окошко, в котором разыгрывают сказки с продолжением маленькие тростевые, перчаточные куколки и даже маски, усиливает это впечатление. А в целом забавный контраст между ассоциативно-игровой драматургической формой и подчеркнуто простодушной манерой ее воплощения доставляет настоящее зрительское удовольствие.

Предсказуемо очарователен был и «Гадкий утенок», поставленный Жаком Матиссеном в театре кукол «Бродячая собачка» в 2004 году, отмеченный и «Золотой маской», и «Золотым софитом». Почти элегическая атмосфера, впечатляющие, тонкие актерские работы (Маргарита Шумилова, Светлала Ягуткина, Сергей Толстов), лаконичная «экологическая» сценография (художник Алевтина Торик) снова тронули, захватили зрителя.

Самое «масштабное», хотя и не самое интересное превращение произошло с кукольным спектаклем театра «Кулиска» из Нового Уренгоя (режиссер Елена Реховская, сценограф Анна Суслова). То, что в видеозаписи выглядело миниатюрным и смотрелось довольно забавно, на фестивальной сцене удивило неожиданно «раздувшимся» размером. Секрет раскрылся в финале, когда артисты вышли на поклон не с теми огромными, чуть ли не в рост человека куклами, которые были заняты в спектакле, а с их маленькими дублями (на видеозаписи отличить одних от других практически невозможно!). «Сказка про Ежика и Медвежонка», показанная «в полный рост», выглядела довольно неуклюже, несмотря на забавные, по-настоящему кукольные приемы.

Неудачным, к сожалению, оказалось представление театра «Кукольный формат», показавшего давно знакомый и полюбившийся спектакль «Кошка, которая…» (режиссер и художник Виктор Антонов). Сугубо камерный спектакль в Белом зале театра «Зазеркалье» просто «не пошел» — фестиваль есть фестиваль.

Из четырех драматических спектаклей-номинантов, наверное, с наибольшим нетерпением ожидали «Историю одной матери», поставленную в Нюрбинском государственном драматическом театре режиссером Петром Скрябиным. В программе прошлогоднего «Арлекина» театр из Республики Саха (Якутия) стал бесспорным лидером, покорив яркой и самобытной органичностью, не требующей ни объяснения, ни оправдания. Увы, попытка синтеза якутского мифа и андерсеновской, сугубо европейско-христианской эстетики не породила столь же впечатляющего театрального явления, как спектакль «Волшебные ягодки» (Смерть — один из двух главных персонажей сказки Андерсена, философские понятия о смерти слишком разные у якута и европейца, а увязать их драматургически у создателей спектакля не получилось). Нельзя не отдать должное интереснейшему якутскому коллективу: световая партитура стала более изощренной и эффектной, костюмы — более затейливыми и роскошными, сценографические решения — более убедительными и техничными. Но в семантическом пространстве спектакль как бы «завис»: уже не миф в действии, но еще не театр. Поэтому и оказались неоправданными мотивации героев, стал очевидным недостаток пластической четкости, былая органичность превратилась в неуместную наивность, и совсем не удалась фонограмма (этакий невыразительный попсовый фон для трагической притчи).

Много потерял в своем обаянии и спектакль РАМТа «Сказки на всякий случай», созданный для камерной площадки, где вполне уместны и незатейливые мягкие декорации, и разностильный «чердачно-подручный» реквизит, и атмосфера этакого студенческого капустника, на котором «физики» играют «лириков». На большой сцене «Зазеркалья» разыгрываемые молодыми актерами притчи-шарады почти утратили игровой кураж и расплылись мизансценически, а двухчасовой литературный текст показался бесконечным. Фестиваль есть фестиваль.

Заявленный как «сказка индейцев племени Шайенов в одном действии» и названный почему-то «Легенда о священной горе» спектакль Томского областного театра юного зрителя (режиссер Лариса Лелянова) оказался чрезвычайно беспомощной стилизацией под экзотический фольклор, с неизбежным цитированием «Песни о Гайавате», сомнительно аутентичной хореографией и совершенно невыразительными мизансценами. Довольно интересными оказались результаты актерского поиска Всеволода Трунова, сыгравшего Мышонка, и работа художника по костюмам Ивана Иванова. Впрочем, такие костюмы более уместно выглядели бы в каком-нибудь эстрадном шоу по мотивам индейских легенд. К тому же стилю явно тяготели фонограмма и световая партитура спектакля, который словно «ошибся площадкой».

«Страна Андерсена», которую привезли из Омска и показали на сцене «Балтдома» (режиссер Владимир Ветрогонов), продемонстрировала, пожалуй, самый незатейливый вариант режиссерского решения: поворотный круг вращается, цветные лучи софитов переливаются, актеры ходят по сцене, произнося довольно избыточный текст, массовка (горожане, трубочисты, придворные), застыв в пафосных позах, уезжает по кругу к арьерсцене. Возможно, это почти буквальное цитирование сценария «Старой-старой сказки» не выглядело столь банально на видеозаписи и могло бы быть востребовано юным зрителем — будь оно хотя бы на йоту искреннее актерски и правдивее сценически.

Набравшись некоторой постфестивальной смелости, можно было бы завершить обзор программы «Арлекина» выводом о триумфе кукольного искусства (тем более что вне конкурса вполне успешно выступили Санкт-Петербургский кукольный Театр сказки, Театр марионеток «Кукольный дом» и талантливый студенческий курс Руслана Кудашова). И, бесспорно, есть все причины поздравить кукольников с «успешным стартом». А всем-всем, и прежде всего самому «Арлекину», пожелать только интересных, новаторских, волшебных метаморфоз.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.