Тем, кто не бывал в челябинской студии «Манекен», кто не знаком с ее художественным руководителем Владимиром Филоновым (он же — арт-директор фестиваля), кто не видел на сцене и в жизни актеров (и, конечно, актрис!) этого театра, тому трудно объяснить, чем так замечателен UNI-FEST. Подвал «Манекена» — одно из самых «надышанных» в театральном смысле мест, в которых приходилось бывать. Может быть, самым сильным впечатлением от фестиваля стала его неповторимая атмосфера — с круглосуточным общением, ночными бдениями в театральном зале, бесконечными разговорами… И всегда в центре событий энергичный Филонов, его бодрые (после пятнадцати минут сна), приветливые и неутомимые студийцы! Программа не ограничивалась показом спектаклей. В течение всей универсиады проходили мастер-классы, работала творческая лаборатория «Арт-кривая», а на закрытии фестиваля участники даже посадили деревья — заложили аллею UNI-FEST.
«Арт-кривая» привлекла огромное внимание. Название родилось еще на первом фестивале — оно пошло отчасти от названия улицы (имени Сони Кривой), на которой расположена студия «Манекен», отчасти — от естественного желания молодых быть оригинальными. На «Арт-кривой» показываются самостоятельные работы актеров, эскизы спектаклей, «капустные» номера и т. д. Офф-программа начиналась иногда далеко за полночь, но никто не расходился, театральная молодежь готова была смотреть хоть до утра. Одна из постановок «Арт-кривой», созданная совместно несколькими челябинскими коллективами: театром-студией «Манекен», пластик-группой «Море Лаптевых» и Новым художественным театром (режиссер Ксения Петренко), — «Страшная ночь» по рассказу А. П. Чехова — была признана одним из лучших спектаклей фестиваля. Это остроумная, стилистически точная и безумно смешная пародия на штампы романтического театра. Придумана, сыграна и оформлена она была блестяще. Потряс зрителей финал с элементами огненного шоу (для сидящих на полу перед первым рядом потрясение было особенно обжигающим).
Гран-при с челябинской «Страшной ночью» разделил спектакль студенческого театра «Переход» Рязанского университета. Пьеса Х. Триано «Ночь убийц» поставлена в России впервые. Это психологическая драма о трех подростках — брате и двух сестрах, которые разыгрывают историю убийства собственных родителей. Поначалу зрители уверены, что преступление на самом деле совершено. Но к финалу выясняется, что все происходящее — жестокая и изматывающая игра одиноких, заброшенных детей. Молодые актеры Алексей Спирин, Евгения Хестанова и Вероника Пичугина очень серьезно и разнопланово работают в спектакле, оказавшемся непростым для восприятия. Публика, как выяснилось, не вполне готова к шокирующему сюжету и жестким драматическим коллизиям. Режиссер Геннадий Кириллов создал также и сценографию: персонажи находятся в странном, отделенном от внешнего мира месте, напоминающем старый цирковой шатер с дырявыми полотняными стенками. В какой-то момент на головы ребят сверху валится множество пустых жестяных банок: вместо небесной кары на мнимых отцеубийц обрушивается мусор этого, земного, мира…

Еще один спектакль, вызывавший неоднозначную зрительскую реакцию, — «Город где я» по пьесе И. Вырыпаева (студия «Встреча» Кемеровского университета, режиссер Сергей Рыжий). Странный, полуабсурдистский текст постановщики сделали еще более странным (например, назначив актрис на роли персонажей мужчин — в роли футболиста выходит стройная гимнастка, в роли мертвеца — красивая цветущая девушка и т. п.; двое ангелов в исполнении Сергея Рыжего и Саши Безъязычного предстали пародией на Бориса Моисеева…). Наиболее убедительным, лиричным и внятным показался Сергей Пфетцер в роли Автора (он получил диплом за лучшую мужскую роль).
Интересно, что в фестивальной программе оказалось много спектаклей абсурдистских, бессюжетных, отвергающих привычную причинно-следственную логику. Трудно ответить однозначно, с чем это связано. Разумеется, современный мир и человеческое существование во многом абсурдны и как будто напрочь лишены смысла — поэтому хочется ставить подобную драматургию. Но, с другой стороны, сочинить маловразумительную серию зарисовок, не связанную общим решением, и выдать такую композицию за спектакль в жанре абсурдистского театра кажется делом более легким и успешным, чем кропотливое выстраивание структуры спектакля, решенного по Аристотелевым законам…
Студия «Манекен» показала премьеру современной абсурдистской пьесы «Бесхребетность» немецкого драматурга И. Лаузунд (спектакль по этой же пьесе, только под названием «Офис», в этом сезоне поставлен в Московском театре им. Пушкина). Режиссер Владимир Филонов с классикой театра абсурда работает очень удачно и плодотворно (тому пример — сыгранная на закрытии фестиваля «Лысая певица»), превращая спектакль в подобие красочного, искрометного ревю. Новую работу студии пока нельзя назвать завершенной, это скорее work-in-progress. Актеры примериваются к своим персонажам, сочиняют характерные маски для каждого, но процесс сурового отбора деталей еще впереди. Сам принцип театрализации сложно сочетается с пьесой Лаузунд. Герои работают в офисе, где на первом месте — стандартизация, унификация, а в «Манекене» у каждого персонажа не только свое рабочее кресло на колесиках, отличающееся от остальных по расцветке, но и костюм совершенно особенный, выразительно характеризующий персонажа. Офис стирает индивидуальность и нивелирует личность, персонажи от этого как раз и страдают. В спектакле же каждый по-своему интересен, а история пока что распадается на отдельные номера с гэгами и переодеваниями.
Театр «Мимикрия» из Тюмени, постоянный участник фестивалей студенческих театров, всегда удивляет своими художественными решениями. Режиссер Любовь Лешукова и ее коллеги представили пластическую версию «Тени» Е. Шварца. В спектакле почти нет текста: каждый из персонажей произносит какое-то одно слово — междометие, восклицание, звук, — но меняется интонация. Так строится общение героев. Все костюмы белые, но различаются покроем и силуэтом; на персонажах разной формы парики. Технически трудна роль Тени — актер передвигается на высоких ходулях. Но и у остальных актеров в арсенале в основном средства пантомимы. Юлия Буракевич получила диплом жюри за лучшее исполнение женской роли: ее Аннунциата, поначалу грубоватая, сутулая и косолапая, изъясняющаяся одним лишь словечком «ЧЁ!», под воздействием любви к Ученому преображается и… встает на пуанты.
С одним из коллективов, участвовавших в основной программе фестиваля, произошла заслуживающая внимания история. Екатеринбургский театр О. С. Т. Уральского университета им. Горького в один из первых дней показал работу, не встретившую понимания у зрителей и жюри (вольная композиция «Отдам свою тень в хорошие руки»). После достаточно критического обсуждения театр решил «реабилитироваться» и в один из вечеров (а вернее, в одну из ночей) на «Арт-кривой» был показан фрагмент спектакля по сказкам С. Козлова «О Ежике и Медвежонке». Эта трогательная, чистая и мудрая история в постановке Ирины Лядовой заворожила зал, несмотря на поздний час.
Хорошо было в Челябинске…
Комментарии (0)