Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПРЕМЬЕРЫ

ТРАГЕДИЯ «ОТЦОВ»

Б. Васильев. «Завтра была война».
Студенческий театр О. С. Т. Уральского государственного университета (Екатеринбург).
Автор инсценировки и режиссер Ирина Лядова

Я вот думаю, чем меня поразил этот спектакль? Наверное, отчетливостью своего высказывания, что сегодня большая редкость. Дефицит идей на сцене очевиден, реальность дробится, выскальзывает, симулякризируется, не дает промыслить себя и обобщить (в одном из недавних номеров «ПТЖ» мне довелось развернуто говорить об этом в связи с последним фестивалем «Реальный театр»).

Здесь же все было удивительно, потому что «высказывались» не профессиональные артисты — студенты. Высказывались на обшарпанной сцене университетского ДК, обращаясь к таким же, как они, студентам, которые сидели на разболтанных скамейках, установленных на этой же сцене (кто-то, правда, стоял, кто-то лежал, разве что, кажется, не висели…). И длилось это высказывание в абсолютной тишине, на предельном градусе внимания почти три часа. И происходило не в каких-то экспериментальных, острых формах, а через подробное «чтение» знаменитой повести Бориса Васильева.

Всегда опасно, когда непрофессиональные театры ставят большие, серьезные спектакли, требующие хорошей актерской школы. Спектакль театра Уральского госуниверситета О. С. Т. (Открытый студенческий театр) из таких — большой и серьезный. И характеры там, как все мы помним, будь здоров, и конфликты трагического накала. И главное — время. Как отнестись сегодня к этому времени (на сцене 1940-й!), а через него — к людям, которые его населяли? Как к зомбированным идиотам? Как к жертвам системы?

О. С. Т. выбрал другой путь. Ирина Лядова, художественный руководитель театра и режиссер спектакля, а также автор инсценировки, сценографии, музыкального оформления, смысловым центром сделала отношения Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Две девушки, две позиции — жизненные, мировоззренческие, эстетические. Спор идет обо всем — начиная поэзией и заканчивая смыслом жизни и любви. Для одной главное «быть полезной обществу». Для другой — счастье и полнота жизни отдельного человека, хотя бы ее самой. Обе работы предельно трогательные и скрупулезно точные. В том числе и фактурно. Искра Лизы Кацман — плотная, невысокая, с крупными чертами лица, какая-то вся устойчивая, в коричневом форменном (а скорее, бесформенном) платье, с туго заплетенными темными косами. Вика Аси Запольских — совсем тоненькая, высокая, светловолосая, с нежным личиком, необычайно хрупкая, как, впрочем, и ее позиция для того времени. Но дело даже не в позициях, не в том, кто прав, кто виноват. Театр с одинаковым вниманием выслушивает и ту, и другую, и всех группирующихся вокруг союзников и оппонентов: мать Искры и отца Вики, классную руководительницу и директора. Главное — в самом этом внимании.

Надо видеть, как подробно, с каким пониманием мыслей и чувств каждого играют сегодняшние студенты своих сверстников тех лет: кокетливая «мещанка» Зиночка Коваленко Юлии Зинатуллиной, стеснительный и грубоватый Саша Стамескин Николая Нечаева. Да и Артем Шеффер Андрея Шабурова, Паша Остапчук Егора Распутина, Лена Бокова Елены Тавриной… — все они, каждый по-своему, несут в себе и радость, удивительную для нас сегодня чистоту молодости, и растерянность, а иногда ужас от непонимания происходящего вокруг. Еще больше это относится к образам взрослых — невозможно глаз отвести от Натальи Бачининой в роли товарища Поляковой, столь сильного, глубоко выстрадавшего свою безумную с точки зрения нашего времени позицию человека представляет она. Лаконично, строго ведет свою роль Ульяна Гицарева, создавая страшный образ классной руководительницы — слепой проводницы идей НКВД. Очень теплые образы возникают у Ивана Тумакова в роли директора школы, у Евгения Исхакова и Ланы Вешты в роли родителей Зиночки.

И в фокусе здесь, конечно, не профессионализм, хотя ребята очевидно талантливы. Дело в том ощущении подлинности, которое идет от их совсем молодых лиц, от точности и свежести интонации. Удивительно, что даже шероховатости речи, специфический говор работают, как ни парадоксально, на эту подлинность, ведь герои из другого времени и поэтому говорят как бы чуть по-другому.

Кульминация спектакля — монолог Вики Люберецкой, когда ее вынуждают отказаться от отца. Дело не в том, что конкретно папа Вики не виноват, а в том, что от отцов, какими бы они ни были, отказываться нельзя. Иначе — случится непоправимое. За кулисами негромко звучит прекрасная музыка, и совсем негероическая Вика на последней ноте отчаянья высоким чистым голосом обращается прямо в зал с этим убежденным призывом. И всем спектаклем, где нет ни апологии того страшного времени, ни саркастического отрицания его, ребята заявляют эту позицию — они НЕ отказываются от своих отцов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.