Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

О СТРАШНОМ И ГЛАВНОМ

М. МакДонах. «Человек-подушка». Екатеринбургский ТЮЗ.
Режиссер Олег Гетце, художник Анатолий Шубин

Пьеса про Человека-подушку, который помогает деткам не только понять, что жизнь — ужас, боль, страдание, но и расстаться с этим кошмаром побыстрее, поставлена в Екатеринбургском ТЮЗе. В ней говорится о девочке Иисусе, которую приемные родители распяли на кресте, а потом заживо похоронили, оставив в гробу воздуха на три дня — проверить, воскреснет или нет. А другая девочка накормила папу, который ее тоже мучил, яблочными человечками, вставив в них бритвенные лезвия. А голодному мальчику, отдавшему половину последнего бутерброда эффектному незнакомцу в черном плаще, тот отрубил пальчики на ногах, и на запах стали сбегаться крысы… И т. д. и т. п.

Имя ирландца Мартина МакДонаха — культовое только в узком кругу профессионалов, и только они будут разбираться, над чем здесь глумится автор, продираться к каким-то только им ведомым смыслам, — думала я в состоянии близком к коме после одного из прогонов спектакля в феврале. Нормальный зритель ТЮЗа гнилыми помидорами кидаться, конечно, не станет (у него их с собой просто нет), но какую-нибудь акцию протеста устроить может. В самом деле, история про писателя — автора всех этих «чудесных» сказок, которые он с большим удовольствием весь спектакль и рассказывает, про его брата-дебила, убивающего под прямым воздействием этих сказок реальных детей, и про двух кафкианских следователей, которые ведут свой «процесс» над ними в застенках некоего тоталитарного государства, — история, мягко говоря, странная, абстрактная и явно провокационная. Заподозрить наличие в ней дидактической морали об ответственности писателя, о его, так сказать, долге «предугадать, как слово наше отзовется» — трудно (хотя на поверхности лежат как раз «слово» писателя и «отзыв» в виде прямого воплощения впечатлительным братом ужастиков в жизнь), слишком очевидна авторская ирония по отношению к какой-либо дидактике. Да и кому понятна будет вся эта гремучая смесь изысканно-культурологических отсылок с примитивом детских страшилок?!

О. Гетце (Катурян), А. Журавлев (Михал). Фото Е. Литвинова

О. Гетце (Катурян), А. Журавлев (Михал).
Фото Е. Литвинова

На спектакле (а это был четвертый или пятый показ) биток был полный. Сидели на подоконниках, стояли в проходе. Был обычный тюзовский зритель, в последних рядах группа старшеклассников оттягивалась по полной, даже задержали третий звонок — постановщик и исполнитель главной роли Олег Гетце вышел на сцену и без особых деликатностей объяснил про поведение в театре. Но вот началось действие: какого-то писателя допрашивали следователи, непонятно о чем, где и когда. История развертывалась медленно, не столько в длину, сколько в ширину, обрастая все новыми и новыми обстоятельствами, рассказами, сказками. Так вот свидетельствую, что эту неспешно разворачивающуюся странную историю юный зритель смотрит как загипнотизированный, в напряженной тишине и с таким же («боюсь пошевелиться!») вниманием.

На сцене, правда, и в самом деле творилось что-то магическое. Магия была и в почти пустом темном пространстве с обрезками стекол-зеркал, свисающих в глубине, и в маленьких куколках — участниках рассказываемых историй, и в больших механических куклах-людях оттуда же и из воспоминаний писателя о собственном детстве, и в музыке, то пародийно-устрашающей, то совсем мягкой и лиричной. Но главная магия творилась актерами — исполнителями четырех главных ролей. Олег Гетце, интересный, высокий, телесно раскованный обычно на сцене артист, исполнитель Вронского («Дневник Анны К.»), Транио («Укрощение строптивой»), Трубадура («Бременские музыканты»), здесь скромный, робкий и растерянный провинциальный интеллигент. Сказки свои он рассказывает мягким голосом, относясь к каждому слову с большой бережностью, как к немыслимой драгоценности. Вопиющее несовпадение текста этих дурацких сказок, который слышит зритель, и отношения к нему героя рождает первую тайну. И, как и положено в настоящем театре, где действие важнее слова, герой, конечно, побеждает: зритель как на поводке идет за ним, уже не разбирая дороги. (Справедливости ради не могу не сказать, что и виденный мной на прогоне Илья Скворцов, играющий в очередь, так же магически притягателен.) Фантастическую фигуру создает Алексей Журавлев в образе брата писателя, в детстве замученного родителями и оставшегося по этой причине вечным ребенком. Он настолько логичен в своем особом восприятии жизни, настолько искренне распахнуты навстречу брату его огромные голубые глаза, так убедителен и уверен громкий, как бы на одной ноте, надтреснутый голос, что, поддавшись его обаянию, забываешь, что это изощренный убийца невинных детей. Отношения «писателя с братом писателя», несмотря на споры и обиды, полны неподдельной любви, нежности и взаимопонимания. И история детства самого писателя, разыгранная в отличие от сказок большими куклами-людьми, — про то, как любящие родители (Галина Белова, Виктор Поцелуев), взращивая в нем творца, зверски мучили в соседней комнате брата, и про то, как он, узнав об этом, родителей задушил, — должна, видимо, служить подтверждением этих чувств. Из любви он, как человек-подушка, задушит на наших глазах и самого несчастного брата. Там, где жестокость и насилие — основные атрибуты жизни, любовь тесно связана со смертью.

Пара следователей вносит достойную лепту во всю эту фантасмагорию. У каждого из них какая-то своя траектория жизни, и эта внутренняя сосредоточенность отчетливо транслируется со сцены актерами. «Злой» следователь Дмитрия Михайлова, которого с первых мгновений переполняет ненависть к писателю, на сцене — просто энергетический вулкан. Его коренастая накачанная фигура, жесткие черты лица, мощный голос намертво приковывают к себе внимание. Лишь к финалу раскроется, что его жестокость — тоже от «любви к детям», что она результат насилия над ним в детстве отчима. Свои тайны есть и у «доброго» изысканно-инфернального в исполнении Геннадия Хошабова следователя. После того как утонул его сын, он сочинил рассказ про бредущего по рельсам глухого китайского мальчика, которого догоняет мчащийся на всех парах поезд. Правда, старый мудрец в башне спасает ребенка от неминуемой гибели. Может, поэтому, а может, по другой причине рассказ его позиционируется, в отличие от сказок главного героя, как бездарный. И может, поэтому, а может, по другой причине, но именно следователь Тупольски совершит в финале главное злодеяние, и таким образом они с напарником поменяются «характеристиками».

О. Гетце (Катурян). Фото Е. Литвинова

О. Гетце (Катурян).
Фото Е. Литвинова

Все чувства, переживания, оценки отыгрываются артистами без какой-либо иронии, стеба, насмешки. Все очень серьезно и значительно. Кто здесь на самом деле талантливый, кто бездарный, кто руководствуется добром, кто злом, где любовь, где жестокость? В этой системе координат совсем другие правила. И может быть, в этом как раз суть, в этой, так сказать, общей массе ощущений узнается то, что и составляет, собственно, существо нашей жизни. Сейчас очевиден разрыв между пониманием и ощущением. Наши головы явно отстают от наших тел. Тела функционируют (и соответственно ощущают) в новом — стремительно изменившемся за последние десятилетия — режиме жизни, а головы продолжают думать и понимать в системе привычных категорий. Жизнь сопротивляется. Философии перестают работать (не отсюда ли и провозглашенная еще в конце прошлого века «смерть философии»?). А искусство, как интуитивный прежде всего проводник, транслирует этот разрыв. И потому спектакль оказывается данным нам в ощущении, но заблокированным для понимания. Тело — принимает, голова сопротивляется.

В екатеринбургской межвузовской студенческой газете «Студень» статья про этот спектакль начинается с таких признаний: «Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что смотрите на что-то отвратительное или страшное, но не можете оторвать взгляда и продолжаете это делать? На протяжении всего спектакля у меня было именно такое чувство… было противно смотреть, но не смотреть было невозможно». Восемнадцатилетняя Светлана Щавелева назвала свой материал «Страшная „сказка“ о главном». Что-то страшное и главное для молодых людей, видимо, схватил макдонаховский писатель в своих сказках и, вслед за ним, — Екатеринбургский ТЮЗ в своем спектакле.

В самом деле, ведь человек из маленьких подушечек, внешний вид которого рождает ощущение мягкости, тепла, спокойствия и уюта, хочет защитить начинающего чувствовать взрослую жизнь ребенка от страха, одиночества и боли. На уровне идеологии — кошмар. На уровне первичных телесных реакций — завораживающая притягательность. Или наш с вами мир, в который вступает сегодня маленький человек, — не есть мир, полный страха, одиночества и боли? Так чего же мы хотим…

Апрель 2008 г.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.