Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

УРАЛЬСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ БИЕННАЛЕ

VII Магнитогорский фестиваль «Театр без границ», 1–7 октября 2005 г.

Фестиваль в Магнитогорске давно стал традиционным: этой осенью Владимир Досаев организовал уже седьмой по счету театральный слет за двенадцать лет. Как всегда, гостей принимали основные сцены города — Драматический театр им. Пушкина (организаторы фестиваля) и «Буратино». Как всегда, залы были полны и публика аплодировала стоя. Как всегда, в фестивальном клубе критики обсуждали спектакли. Как всегда, хозяева фестиваля показывали свой спектакль («Полковник Птица» в постановке Максима Кальсина) вне конкурса. Не как всегда, но так же, как на VI фестивале, параллельно с «обсуждальщиками» из России работало представительное иностранное жюри — театроведы из США, Франции, Финляндии, Словении и Германии.

Кое-что было и не «как всегда». В этом году «безграничный» по протяженности театральный марафон стал существенно короче: вся программа уместилась в неделю. Скорее всего, это связано с финансовыми трудностями, которые испытывают организаторы: им становится все сложнее добывать средства для проведения фестиваля, хотя необходимость такого театрального форума в промышленном городе Магнитогорске не вызывает сомнений. Интерес публики к фестивалю очевиден, зрители рвались и на дневные, и на вечерние спектакли, не обходя вниманием ни столичных гостей, ни постановки из других российской городов. Одна из основных задач фестиваля — знакомство магнитогорцев с лучшими достижениями отечественного театра, в этом, наверное, и заключается «концепция». Должно быть «много театра, хорошего и разного» — хорошего по качеству и разного по формам, стилям и методам. Сейчас, в трудный для судьбы фестиваля момент, не время рисковать и искать новые неизвестные имена — по-видимому, так решил Досаев и включил в программу работы, уже с успехом показавшиеся на других российских фестивалях, тем более что авторы этих спектаклей — постоянные участники «Театра без границ», публика их знает и любит. Главными художественными событиями стали «Череп из Коннемары» пермского театра «У моста» (постановщик пьесы М. МакДонаха Сергей Федотов победил в номинации «Лучшая режиссура»), екатеринбургский «Ревизор» в постановке Николая Коляды («Лучшая мужская роль» — Хлестаков Олега Ягодина), уфимская «Тварь» (пьесу В. Семеновского в Русском театре драмы республики Башкортостан поставил Олег Рыбкин). Эти спектакли приехали в Магнитогорск сразу после фестиваля «Реальный театр» в Екатеринбурге. Гран-при «Театра без границ» получила «Фрекен Жюли» Омской драмы в постановке Евгения Марчелли. Суровый город на реке Урал любит приглашать к себе театры из не менее сурового города на Неве. Не в первый раз приехал в Магнитку петербургский «Небольшой драматический театр» Льва Эренбурга. «Оркестр» был показан вне программы, а в конкурсе участвовал спектакль «На дне» (жюри наградило ансамбль актрис). Открывался фестиваль любимой в Питере историей «PRO Турандот» Андрея Могучего (из всех достойных создателей этого спектакля премию получил лишь художник Эмиль Капелюш «За лучшую сценографию»).

Л. Харламов (Питер), О. Шапков (Джерри). «Что случилось в зоопарке?». Театр одновременной игры «Zooпарк» (Нижний Новгород). Фото из архива фестиваля

Л. Харламов (Питер), О. Шапков (Джерри). «Что случилось в зоопарке?». Театр одновременной игры «Zooпарк» (Нижний Новгород).
Фото из архива фестиваля

К сожалению, вовсе не отмеченным жюри оказался Театр одновременной игры «Zоопарк». Спектакль «Что случилось в зоопарке?» по пьесе Э. Олби — первая совместная работа Олега Шапкова и Льва Харламова, молодых, талантливых, энергичных актеров из Нижнего Новгорода, несколько лет назад покинувших репертуарный театр и создавших группу для «независимой реализации театральных проектов». Получился редкий вариант некоммерческой антрепризы: спектакль по серьезной драматургии, по-новому звучащей сегодня, в строгой, лаконичной режиссуре Ирины Зубжицкой, с двумя прекрасными актерским работами.

Остальные фестивальные постановки оказались по разным причинам слабее заданного лидерами уровня.

Картина российского театра сегодня была неполной без «новой драмы», поэтому несколько образчиков попали в программу «Театра без границ». Челябинская Мастерская новой пьесы «Бабы» показала «Истребитель класса „Медея“» М. Курочкина в постановке Елены Калужских (по собственному признанию создателей, спектакль прошел неважно, смысл и идея его прозвучали невнятно). Театр «Парафраз» из удмуртского города Глазов привез «Околесицу» режиссера Дамира Салимзянова. Текст этого до крайности незамысловатого спектакля создан на основе интервью с жителями Глазова (техника verbatim), а сыгран он был вызывающе примитивно.

Частый гость Магнитогорского фестиваля Александр Борок показал свой «полукапустный» вариант пьесы пьес: «THE HAMLET (Деревня)» — «бессмертный шекспировский сюжет, положенный на российскую действительность» (Екатеринбургский театр кукол). Артисты с юмором играли лубочных персонажей, «с душой» пели песни Высоцкого… Однако на вопросы «зачем?» и «про что?» спектакль ясных ответов не давал.

Завершали конкурсную программу «Бешеные деньги» Ярославской драмы им. Ф. Волкова. Московская художница Елена Качелаева оформила громоздкое зрелище с провинциальным шиком — на сцене огромное количество ненужной мебели, «оперные» декорации из синтетической золотой «парчи» и красного кумача, видимо залежавшегося в театре с советских времен; персонажи то и дело меняют костюмы, один пышнее другого… Режиссер Сергей Яшин каждую сцену решает как будто отдельно, не слишком заботясь о единстве стиля спектакля. Старшее поколение ярославской труппы играет, в основном, на репризах, активно использует не слишком богатый арсенал сценических штампов и рутинных приемов игры. Признаки жизни спектакль подает только в те моменты, когда на сцене главные герои Лидия и Васильков в драматичном исполнении молодых актеров Ирины Шейдулиной и Николая Шрайбера.

…Остается надеяться, что устроители фестиваля не опустят руки, обойдут все препоны и западни, вновь созовут хорошие и разные спектакли со всей России и через два года золотая уральская осень снова обрадуется «Театру без границ».

Ноябрь 2005 г.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.