Лаборатория драматургов Сибири, Урала и Дальнего Востока прошла в Омском академическом театре драмы 24–26 октября.
Когда-то, «в другой жизни», почти 25 лет назад, именно в Омской драме впервые в России возникла идея мастерской, в рамках которой встречались бы драматурги и режиссеры, чтобы совместно искать современный театральный язык для воплощения современных пьес. Многие участники той легендарной лаборатории состоялись в профессии, приобрели известность, в том числе и автор пьесы «Любовь и голуби» Владимир Гуркин, тогда вовсе не москвич, а актер Омской драмы, сегодня — один из инициаторов возобновления лаборатории. Драматургам нужен театр. Но и театру нужны драматурги! Во всяком случае Омской драме, где решили предпринять конкретные шаги к их поиску.
Со времени последнего проведения омской лаборатории прошло больше десяти лет, жизнь резко изменилась, многие драматурги-профессионалы оставили театр, на сцену вышла «Новая драма». Однако острая нужда в современной пьесе осталась — не только в документальном театре, «черновике», а в профессиональной драме, зрело осмысляющей сегодняшние проблемы, авторы которой несут ответственность за свое художественное высказывание. Не всякий традиционный репертуарный театр готов предоставить площадку агрессивному бунту молодых, но взгляд на реальность ее современника для развития театра необходим, интересен зрителю. По-прежнему актуален и вопрос о том, как работать с современным материалом. Недаром Евгений Марчелли, главный режиссер Омской драмы, репетирующий сейчас новую пьесу Гуркина, отложил намеченную премьеру. А ведь Марчелли не новичок в этом деле — в разные годы в разных театрах он с успехом ставил многие современные пьесы.
Именно Гуркин и Марчелли стали руководителями лаборатории, созвав на нее «старую гвардию»: Михаила Зуева и Александра Козловского из Москвы, Александра Косенкова из Новосибирска, Юрия Князева из Ангарска. Бойцы вспоминали минувшие дни, удивлялись неожиданным жизненным пересечениям, смотрели спектакли Омского театра драмы. Лаборатория подарила много сюжетов, открытий и встреч. После «Зеленой зоны» трогательная встреча ждала и зрителей: режиссер спектакля Евгений Марчелли пригласил на сцену автора пьесы Михаила Зуева.
Главной целью стала выработка положений о дальнейшем проведении лаборатории в новых условиях. В обсуждениях приняли участие руководители Министерства культуры Омской области, директора, режиссеры, актеры омских театров, секретарь Союза журналистов России Павел Гутионов, театральные критики и журналисты, «мама» бывшей лаборатории, ее ответственный секретарь Галина Александровна Заложнева.
Решено было проводить лабораторию дважды в год. Весной драматурги будут обсуждать поступившие на конкурс пьесы, осенью режиссеры представят эскизные постановки лучших из них. Будет создан сайт лаборатории, объявлен конкурс на лучшую театральную рецензию. Министерство культуры Омской области выделит гранты на постановки в омских театрах пьес-победителей. Кроме омской администрации, работу лаборатории поддержат Федеральное агентство культуры и кинематографии и Союз журналистов России.
На театральной карте обозначено новое место поиска современного драматурга, место возможной встречи его с режиссером и театром.
А пока участники «установочной» лаборатории прочли и обсудили свои новые пьесы, разные по темам, жанру и стилистике. Среди их героев — жители московской коммуналки, к которым приехали провинциальные невесты; ленинградские Ромео и Джульетта, разлученные своими отцами — генералом КГБ и тихим евреем-сапожником; актеры провинциального театра, отправившиеся на гастроли и брошенные директором без средств к существованию на дебаркадере, заменившем им дом; генерал афганской и чеченской войн и его близкие… Авторы пьес, будь то комедия положений или историческая драма, не судят своих героев, а с болью и вниманием пытаются разобраться в жизни их души.
Комментарии (0)