Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПРЕМЬЕРЫ

О ВЕЧНОЗЕЛЕНОМ

Е. Полянский. «Дюймовочка» (по сказке Г.-Х. Андерсена). Театр марионеток им. Е. Деммени.
Режиссер Эдуард Гайдай

В неожиданно бедный андерсеновскими сюжетами юбилейный год Театр марионеток им. Деммени отдал свою дань великому сказочнику. А у тех, кто считает кукольный театр явлением сугубо детским, появился еще один аргумент — «Дюймовочка» в постановке Эдуарда Гайдая может быть рекомендована самым маленьким зрителям, без малейших опасений оказаться непонятной или травмировать нежную младенческую психику.

Инсценировка в первых же строках наиделикатнейшим образом «скорректировала» всю андерсеновскую грусть: никаких печальных бездетных женщин! Никаких пугающе мудрых колдуний! Звучат скрипично-флейтовые прозрачные трели и феечка — актриса в блестящем зеленом платьице (Мария Мирохина), похожая на персонаж новогоднего утренника в его самом очаровательном проявлении, — возникает среди уютных сине-зеленых декораций… «Лирическая комедия для детей и взрослых» начинается!

Решение сценического пространства — подчеркнуто камерное (в подобном оформлении сюжета «Дюймовочки» уже наметилось что-то вроде традиции). Все действие происходит в пределах одной комнаты — истинно младенческое видение, позволяющее уместить в четырех стенах целый мир и массу событий — в один день. Комната ограничена условными стенамикустами, за которыми просматривается невысокое, радостное небо — нет сомнения, что и бабочкам, и ласточкам в нем чрезвычайно весело и комфортно. Присутствуют на сцене и хрестоматийно-сказочные «бабушкины атрибуты» (кресло, плетеный сундучок), одни они, пожалуй, косвенно указывают на якобы почтенный возраст феи-балеринки.

Впрочем, балеринка не чуждается философии: она предлагает маленьким зрителям поразмышлять о счастье — что же оно такое, как его заполучить? Тут и появляется Дюймовочка, чтобы отправиться в поход за счастьем. Устами этого младенца призвана говорить истина: круглощекая мордашка, округленные от радостной любознательности глазенки, короткие блондинистые кудряшки, розовое платьице-балахончик. Первая же появившаяся кукла — совсем не андерсеновская! Героиня первоисточника привычно видится марионеткой: хрупкое тельце, прозрачные крылышки, прыжки, полеты…

Нынешняя «Дюймовочка» поставлена с куклами-петрушками. Ни одного резкого движения: даже сердитая Жаба ловит мух — «Ам!» — как-то… мягко. Вообще, этих кукол так и тянет потрогать — такие они на вид плюшевые-фланелевые-мягкие-теплые. И Жаба с сынком, и Мышь, и Крот… В теплой, безопасной комнате, у бабушкиного кресла, играет со своими куклами переодевшаяся в костюм феи девчушка (мотив также узнаваемый). Все происходит исключительно «понарошку», это способны понять и пятилетние зрители. Дождь? Световой, красивый. Снег? Просто наброшенная на плечи белая косыночка (носовой платочек?).

Все, кого встречает Дюймовочка по сюжету, имеют свое представление о счастье: пение-кваканье в сыром болоте, жжжужжжание на ветвях, еда и сон в темной норке… У розовенькой малышки доброе сердце, поэтому она искренне хочет понять каждого встречного… но разделить их счастье, разумеется, не может. Она мечтает о крылышках и про них сочиняет очаровательную песенку — рефрен спектакля.

К удачам спектакля нельзя не отнести явное «созвучие» куклы и актрисы — Дюймовочки (Ирина Кривченок). А песенка про «дуновенье ветерка, прикосновенье мотылька» — несомненный апофеоз этого союза.

Музыка — изящная, звенящая и… какая-то уютная. Композитор Татьяна Алешина, имеющая богатый и плодотворный опыт сотрудничества с кукольным театром, бесспорно, знала, что делает, к созданию какой атмосферы стремится. А музыке вторит свет — исключительно иллюстративный, подобно музыке звенящий и… тоже уютный.

Спектакль в целом — одно милое «бестравматичное» утверждение позитивного жизневосприятия. Традиционный полет на спине ласточки по имени Фьюти — и обретение счастья-крылышек неизбежно! Крылышки-то давно уже были заготовлены щебетуньей-феечкой как награда за «мудрость доброго сердца». Маленькие зрители радостно следят за танцем-полетом эльфов…

Возможно, грустный датский сказочник не узнал бы своей истории, а искушенного взрослого зрителя разочарует отсутствие поражающих воображение эффектов, но любой детский психолог безоговорочно одобрит эту постановку. Эстетика и педагогика спектакля практически безупречны и прямолинейно убедительны — в качестве аргумента «за» «дуновенье ветерка, прикосновенье мотылька»… и прочие экологические ценности.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.