Одиннадцатый год не могу понять, кто присуждает и вручает премию «Золотой софит». Понимаю, что экспертные советы выдвигают номинантов. А дальше многоголовый «Горыныч», состоящий из Номинационного совета, Бюро правления Санкт-Петербургского отделения СТД, Худсовета при Комитете по культуре, может прибавить по своему усмотрению любых других номинантов — и им же что-то присудить якобы тайным голосованием. Cоставы этих органов примерно на треть идентичны (в них входят руководители театров и театральные «первачи», в частности и те, кто номинируются), в них очень мало тех, кто следит за театральным процессом, ходит в театр и отсматривает номинантов. И каждый год создается впечатление премии «поощрительной», распределенной — всем сестрам по серьгам. И братьям тоже.
Иногда радуют церемонии вручения. Скажем, в прошлом году праздник придумали Юрий Александров и Вадим Жук. Это был замечательный капустник. Рушились памятники петербургской архитектуры, сновало много-много маленьких Пушкиных…
Нынче все было без затей, по-простому. Церемония, проходившая в БДТ, напоминала вечер в сельском клубе, где заведующему поручили в непринужденной домашней манере (на «ты» — со всеми, на то и село) раздать призы передовикам. «Вручантами» заведующий (им был Александр Аркадьевич Белинский) назначил благопристойные семейные пары (тоже так, по-сельски: мол, поддержим местные семьи…), но дело в том, что половина передовиков-лауреатов на награждение не прибыла, очевидно занятая на посевной. Они где-то пахали в то время, как их выкликали со сцены БДТ… Картина была просто позорная, в музыкальной номинации вышел один Борис Эйфман, получивший «Софит» за «Анну Каренину», больше — никого! Да и драматические таланты отсутствовали… Это все, увы, отношение к премии.
Прошедший петербургский сезон был явно слабым. Настолько, что заранее отменили номинацию «Лучший спектакль сезона», почему-то предпочтя не заметить явных художественных лидеров — спектакли «На дне» Небольшого драматического театра в постановке Льва Эренбурга и «До свидания, Золушка!» Анатолия Праудина на Экспериментальной сцене «Балтийского дома». Первый не прошел по каким-то уставным соображениям «Софита» (не та административная подчиненность), а второй — потому что уже получил премию «Арлекин» как лучший спектакль для детей. А то, что он и для взрослых, — не считается. Несомненное событие сезона — «Оскар и Розовая дама» — вынесли за скобки, учредив для Алисы Фрейндлих специальную премию «Актер года» и справедливо не поставив актрису в ситуацию конкуренции. Ибо в те сезоны, когда Фрейндлих играет, а Гергиев дирижирует, две номинации можно смело исключать из списка и не делать вид…
То есть намеренно устроили соревнование в среднем весе. А то и вовсе простое награждение. За заслуги (это в традициях «Софита»).
Ни с кем не соревновался Михаил Швыдкой, которого наградили «За поддержку театрального искусства» великого города, хотя, признаться, я всегда полагала, что это — его должностные обязанности… Боюсь, сам он это тоже понимает.
Ни с кем не соревновался Юрий Григорович («Софит» продублировал «Золотую маску» и дал балетмейстеру премию им. Г. Товстоногова).
Ни с кем не соревновались награжденные за творческое долголетие Зоя Виноградова, Виталий Копылов и Исаак Штокбант.
Не соревновались дебютанты Олег Абалян, Ольга Медынич и Виталий Куликов. Итоги соревнования (или дипломатических игр?) мы публикуем рядом.
А потом все ринулись в ресторан СТД, который напоминал привокзальный буфет на станции, где сутки назад прекратилось движение поездов и скопилось много пассажиров. Я видела Алису Фрейндлих, затертую в угол, ей было просто неловко (не в ее это правилах) пробиваться к столу, на котором уже, кстати, мало что стояло…
…А начинался вечер правильно. На большом экране показали портреты Шаляпина, Михаила Чехова, Анны Павловой, объявив, что никто из них не был никаким номинантом и все они покинули страну, не будучи лауреатами «Золотого софита»…
Комментарии (0)