Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

БЕС В ПРОФИЛЬ

В. Семеновский. «Тварь». Трагифарс в 2-х действиях (сочинение на темы Ф. Сологуба).
Республиканский академический русский театр драмы Башкортостана (Уфа).
Режиссер Олег Рыбкин, художник Илья Кутянский

…В первом действии уфимской «Твари» на «Реальном театре» в зрительном зале имел место спектакль в спектакле, надо полагать, не предусмотренный ни даровитым драматургом Валерием Семеновским, ни талантливым режиссером Олегом Рыбкиным. Странный человек в одном из первых рядов партера, пьяный, не очень адекватный или просто сумасшедший, впадал в необычайное возбуждение от каждой «ударной» реплики, звучавшей со сцены (а вся эта фантазия на темы «Мелкого беса» Федора Сологуба — набор крылатых фраз из записной книжки русского циника, где ничего не свято: любовь-морковь, идеалы и нравственные авторитеты, Чехов и Бог — все лишь повод для издевки). Этот зритель вскрикивал, взвизгивал, всхрюкивал, издавал какие-то утробные звуки, безумно аплодировал… Его быстро и аккуратно вывели. Но послевкусие осталось.

Специфическое послевкусие оставил и сам спектакль (говорю только о своих впечатлениях, разумеется). Хотелось сказать нечто резкое, что-то вроде: «Какая гадость эта „Тварь“!». Но попробую разобраться и не поддаваться эмоциям. Зрелище лихое, хорошо сделанное, рука драматурга уверенна, режиссера — мастеровита, актер Владимир ЛатыповДогадов в роли «мелкого беса», пакостника и глобального провокатора Ардальона Передонова — замечателен, массовые сцены — изобретательны (они, правда, не из сологубовского времени, Рыбкин и художник Илья Кутянский придумывают Воронью слободку нэпмановских времен, но ведь и пьеса раздвигает границы романа), еврейский оркестрик на сцене — прелестен, актерский ансамбль — вполне гармоничен… Так что же? Герои гадки? Но, быть может, это верность автору, написавшему своего Передонова с брезгливым презрением энтомолога, а отнюдь не с восторгом? Быть может. Но в эту грязь и слизь создатели уфимской «Твари» ныряют с упоением, с восторгом. Играя, заигрываются, персонаж побеждает авторов (точнее, часть соавторов, Сологуб здесь, по-моему, ни при чем), и передоновщина празднует победу. Тот же бес, только в профиль.

Хочется ли мне в связи с этим разворачивать знамя борьбы за нравственные устои и призывать внятно отличать добро от зла? Нет, не хочется. Каждый пишет (и ставит), как он дышит. И вызывает тех бесов, которые ему ближе. В кого-то они входят, как нож в масло, а кто-то предпочитает брезгливо отстраниться от увиденного. Мне ближе последние.

Сентябрь 2005 г.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.