Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПРЕМЬЕРЫ

СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА

Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ». ТЮЗ им. Брянцева.
Режиссер Александр Кузин

В нашей домашней видеотеке — четыре экранизации романа Стивенсона. Две советские: с Сильвером — Б. Андреевым и с Сильвером — О. Борисовым. Одна — американская. И еще мультфильм. Наверное, киноверсий этой замечательной книги гораздо больше. Театральные версии никто не подсчитывал, но все знают, что их немало, правда, выдающихся спектаклей в памяти почему-то нет… Что может предложить театр для такого захватывающего сюжета, который дышит соленым морским воздухом, живет на просторах океана? Море, сделанное из куска синей материи? Джунгли, нарисованные на куске старого холста? Пиратов, раскрашенных жирным ярким гримом?..

Однако есть своя прелесть во всей этой старинной «театральности», конечно, если ее не стесняться и не скрывать! Наверное, так решил режиссер А. Кузин и выбрал в качестве инсценировки пьесу-игру Михаила Рощина, в которой все условно, никто не делает вид, будто перед зрителями — настоящий океан, настоящий корабль и настоящие флибустьеры. Здесь все должно быть одновременно и «понарошку», и всерьез — как в подлинной игре. В самое сердце спектакля, в центр сцены режиссер и художник К. Данилов поставили Сундук — сокровищницу театрального реквизита, кладезь всех сценических чудес, неисчерпаемую копилку шуток, свойственных Театру, и только ему.

Из сундука можно достать старый потрепанный томик с романами Стивенсона, чтобы перелистать любимые страницы и даже разыграть знакомую с детства историю, что и делает молодой человек по имени Джим Хокинс (А. Ленин). Он вспоминает, как был мальчишкой, как они с матерью держали трактир «Адмирал Бенбоу», в котором однажды поселился вечно пьяный морской волк Билли Бонс… Карта острова, где зарыты сокровища пирата Флинта, тоже, конечно, хранится в сундуке. Но это все пустяки, потому что в сундуке плещется и бурное море, по которому плывут герои, а на волнах покачивается корабль, точь-в-точь такой, как был нанят адмиралом Трелони, только маленький! А потом из-под крышки сундука повалит пар, как из кастрюли, над которой колдует судовой кок Джон Сильвер. Да и самого Сильвера (Н. Иванов) на канате поднимут из трюма — вернее, из сундука!.. А вот уже и долгожданный крик вахтенного: «Земля!» Из сундука вырастает остров с лесами, реками и горами…

Программка спектакля сообщает, что, хотя это сейчас не принято, персонажи разделены на две группы: «приличные, положительные и благородные», с одной стороны, и «злые и нехорошие, хоть и не лишенные обаяния», с другой. Ироничность такого подхода очевидна. Пираты, одетые художником по костюмам М. Воробейчиком в пышно-живописные «лохмотья», ничуть не менее (а может, и более) симпатичны, чем «положительные» герои. Они все играют и получают удовольствие от игры — в прятки, в догонялки, в войнушку, в поиски клада… В романе опасности нешуточные, порох — настоящий, а пули могут ранить и даже убить. Не то — на сцене. Все, даже самые маленькие зрители, знают, что убитые на наших глазах герои встанут и, как ни в чем не бывало, выйдут на поклон — ведь их играют артисты. Чего ж тогда делать вид, что все «как в жизни» (или как в книжке)?.. Когда во время боя падает сраженный выстрелом Том Редрут (С. Надпорожский играет его в «негритянском» гриме), все персонажи, и плохие и хорошие, приостановив стрельбу, окружают бездыханное тело. Правила игры нарушены! Как могло такое случиться — ведь никого не должны были убить!.. Мы так не договаривались… Но тут Редрут шевелится — значит, он только ранен, и, конечно, легко. Все со вздохом облегчения занимают исходные позиции, игра в стрелялки продолжается.

Такое чисто театральное разрешение ситуации отвечает духу спектакля. Жалко только, что авторы позабыли: слепого Пью в начале убили-таки «по-настоящему»! Свалился бедный позади декорации и тихо отполз за кулисы… А как же принцип открытой игры? Где же соблюдение чистоты жанра?

В «Острове сокровищ» много удач. Замечательная декорация — обветшалый дом-корабль с полуистлевшими парусами, прохудившимися стенами, таинственный и манящий (успех не только сценографа, но и художника по свету Г. Приклонской). Остроумна пластика, поставленная Г. Абайдуловым: пляски разбойников — сначала в облике пиратов, а потом их же матросский танец «Яблочко» (для сцены ТЮЗа этот номер — одна из любимых страниц собственной театральной истории, о чем, конечно, юные зрители и не догадываются). Хороша в роли разбитной и энергичной Миссис Хокинс В. Стрельникова (ее отчаянная героиня не остается в трактире, как положено по роману, а отправляется в путешествие за сокровищами). Точно в жанре ироничной тонкой игры существует Н. Иванов в роли умного и привлекательного злодея — одноногого Сильвера (а заодно и его попугая — актер осваивает приемы кукловода, оживляя лохматую, полинявшую птицу).

Может быть, этой старой, старой сказке немного не хватает огня, куража и задора. Может, энергия театрально-игрового зачина постепенно иссякает, и спектакль с трудом добирается до финала, без энтузиазма пересказывая сюжет романа, уже ничему не радуясь. А может быть, пыльный театральный Сундук подшутил? Обыгрывая приемы и условности «старого, старого театра», трудно удержаться и не… стать действительно этим самым «старым, старым театром»!

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.