Второй год подряд в осеннем Сочи проводятся совещания, связанные с репертуаром музыкальных театров. Раньше это называлось репертуарные совещания. Они канули в лету вместе с советскими временами, и на многие годы театры были предоставлены сами себе в поисках новых авторских имен и произведений. В прошлом году по инициативе А. Ю. Садовского, представляющего Кабинет музыкальных театров СТД РФ, состоялась первая встреча, показавшая, насколько велико внимание театров и потенциальных авторов друг к другу.
Если собираются тридцать-сорок человек со всех городов и весей от Хабаровска, Улан-Удэ, Северска, Екатеринбурга до Саратова, Воронежа, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Москвы, значит, это кому-нибудь нужно. Встречаются практики — художественные руководители, директора, режиссеры и композиторы, либреттисты. Впрочем, либреттисты — Юрий Димитрин и Евгений Фридман — в этом году были приглашены впервые. Оказалось, что с весьма ощутимой пользой для себя и искусства.
Хотелось бы сказать, что обычно (а на самом деле во второй раз) режим работы складывается следующим образом: каждый автор показывает свои произведения, остальные внимают и задают вопросы. Показ происходит по-разному. Кто-то предъявляет одно только произведение, но по следовательно и подробно, кто-то сразу несколько и фрагментарно. Владимир Кобекин из Екатеринбурга предпочитает первый вариант. Он с присущей ему экспрессией спел и сыграл (на рояле, естественно) мюзикл-зингшпиль «Маргарита, держись» (как продолжение гетевского «Фауста»), основанный на идеях песенности — т. е. мелодической внятности высказывания. Сочинение можно постановить и в оперном театре, и в опереточном (читай, смешанном — музыкальном). По сходному пути пошел и Марк Минков (более известный как автор целого ряда шлягеров Аллы Пугачевой, начиная с «Не отрекаются любя»). Он давно озабочен судьбой своей «Белой гвардии», написанной несколько лет назад, но, как это случается с литературными произведениями М. Булгакова, не получившей пока ни сценической, ни кинореализации (а ведь задумывался фильм в постановке Л. Квинихидзе). Противоположный метод демонстрации предпочел Александр Пантыкин. Он постарался показать весь спектр своих возможностей, дав понять, что огромное количество музыки к фильмам, сериалам, драматическим и музыкальным спектаклям всегда может оказаться основой для самостоятельного произведения специально для музыкального театра за счет переработок, дополнений, расширений, строения музыкальной драматургии. Композитор Виктор Плешак, рекордсмен по части театральной реализации своих сочинений, один из самых репертуарных ныне авторов, напомнил об уже сделанном, но подзабытом и поделился новыми планами, коих он неиссякаемый источник.
Состоялось знакомство и с новыми композиторскими индивидуальностями. Олеся Ростовская показала фрагменты трех разноплановых сочинений — «Страсти по Марку», «Музыка дыхания» и вокальные номера к спектаклю Щепкинского училища «Тень» по Е. Шварцу. Явный стилизаторский талант, основанный на хорошей музыкальной эрудиции, продемонстрировал Петр Поспелов, которого наши читатели знают как музыкального критика.
Творческая польза от подобных встреч вполне аксиоматична, а вот человеческое общение складывается не всегда так, как на этот раз, — особенно тепло, душевно и опять же творчески. Ведь это и есть конечная цель и главный результат подобных встреч — в Сочи, где черные ночи…
Комментарии (0)