«ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»
Театр «На Литейном». Режиссер Георгий Цхвирава
<…> Мы тоже живем в беспокойную эпоху, научились не привыкать к слишком многим вещам и остро нуждаемся в точке опоры. Она, как толстовское царство Божие, внутри нас, — где ж ей быть, где ж ее еще искать, когда почва ходит под ногами? Парадокс, но личность поднялась в цене, тут и пришелся ко времени ремарковский авантюрист поневоле — беженец Равик, коротающий ночи в дешевом парижском отеле для эмигрантов в самый канун второй мировой войны.
<…>
«В каком веке вы хотели бы заново прожить жизнь? — …в двадцатом. Пусть это самый гнусный, кровавый, растленный, бесцветный, трусливый и грязный век, и все-таки в двадцатом». Равик выбирает свой век, как выбирает себя самого. В герое Мезенцева увлекают, казалось бы, несовместимые вещи: усталость, какая бывает, когда уже ничего не ждешь, и вынужденная воля к сильной, даже яростной жизни, к любви и ее потере, к ненависти и убийству врага. Равик — хирург, тот, кто сторожит жизнь или проигрывает ее на ежедневных свиданиях со смертью. Мезенцев дает это ощущение жизни на ринге, где постоянно обороняешься, а то и наступаешь, ведь деваться некуда. Равик остается «зимовать» в пустеющем Париже, куда вот-вот придут немцы. «Судьба никогда не может быть сильнее спокойного мужества, которое противостоит ей», — впрочем, этой патетической фразы Мезенцев, конечно, не произносит. Актер играет финал в тишине, чуть не с улыбкой. Его герой становится мудр, как древние, которые знали, что нельзя избежать Необходимости. Но герой Ремарка знает еще, что, покуда он жив, ничего не потеряно окончательно. За этим зарядом жизни мы и отправляемся в театр.
Комментарии (0)