
1. Почему вы обращаетесь к материалу о войне? Что это дает? Почему это важно для вас?
Я не обращалась к теме войны. «Наш класс», как и другой мой спектакль «Женщина и война», был создан в рамках сезона-фестиваля «Мы и ОНИ = Мы». Это название и определило выбор драматургического материала, и это название отвечает на остальные два вопроса первого пункта: дает возможность в очередной или в первый (для кого как) раз осознать, что нет НАШИХ и НЕ НАШИХ, что любая война — это убийство человеческой души, что война калечит и побежденных, и победителей, что человечество тупо истребляет само себя вместо того, чтобы заняться решением насущных глобальных проблем.
Война — заразная болезнь, лекарство от которой только одно: культура, творчество, искусство — все то, что развивает воображение, способность человека поставить себя на место другого, способность к сочувствию и состраданию.
2. Каковы возможности театра в воплощении военной темы? Какова степень правды и подлинности?
Возможности театра безграничны в воплощении любых тем. А критерии правды и подлинности — зрительское соучастие.
3. В чем театр ограничен?
Театр как таковой не ограничен ни в чем. Театр как орудие пропаганды ограничен трусостью и лизоблюдством чиновников.
4. Из чего складывались ваши сведения о Великой Отечественной войне, ее ощущение?
Из жизни рядом с моим отцом, инвалидом Великой Отечественной войны 2-й группы, из произведений Абрамова, Астафьева, Быкова, Бакланова, Окуджавы, Васильева, Гранина, Распутина, Гроссмана, Солженицына, Алексиевич, Имре Кертеса, из «Блокадной книги». Из фильмов «Летят журавли», «Отец солдата», «Иди и смотри», «Ненаглядный мой», «Проверка на дорогах», из спектаклей Театра на Таганке «А зори здесь тихие» и «Павшие и живые», из документов, которые стали появляться в перестройку.
5. Какие произведения разных искусств для вас — самые сильные высказывания о войне?
В литературе — В. Астафьев «Прокляты и убиты», В. Гроссман «Жизнь и судьба», Имре Кертес «Без судьбы». В кино — «Иди и смотри».
6. Для вас работа с военным материалом — работа с мифом или с подлинной историей?
Разрушение мифов — это тоже работа.
7. Насколько актуальна для России и ее искусства тема войны?
Как показывает жизнь, эта тема актуальна не только для России.
8. Мы знаем правду о войне?
Знают те, кто хочет узнать.
Комментарии (0)