
1. Почему вы обращаетесь к материалу о войне? Что это дает? Почему это важно для вас?
Я не часто впрямую обращаюсь к теме войны. Но как-то так получается, что порой война присутствует на разных уровнях материала, который выбираю. Война как следствие. Война как результат невыносимых исходных обстоятельств. Война как сбой человеческой программы сосуществования. Война как борьба интересов. Мне очень интересен человек «после» события. Как он существует, чем наполнен его мир и какой он по окончании «мировых» событий. И что ему делать дальше.
2. Каковы возможности театра в воплощении военной темы? Какова степень правды и подлинности?
Возможности безграничны, но правда и подлинность в воплощении этой темы — только в рассказывании человечьих историй.
3. В чем театр ограничен?
Ни в чем. Ограничен порой нашими вкусами и представлениями о теме. «Мы все знаем, как оно есть, а как оно есть на самом деле?»
4. Из чего складывались ваши сведения о Великой Отечественной войне, ее ощущение?
Детское эмоциональное преклонение перед подвигом народа на всех уровнях и документы. Документы. И еще раз документы.
5. Какие произведения разных искусств для вас — самые сильные высказывания о войне?
Документальная фотография. История быта. И музыка. От песен до симфоний. И книга Алексиевич.
6. Для вас работа с военным материалом — работа с мифом или с подлинной историей?
С мифом, да. И с темой внутри. Хотя очень часто возникающего пафоса, связанного с изначальной жерт-венностью, хочется избежать. Как ни странно, думается о жизни. Брать войну как «предлагаемое обстоятель-ство», если в теории. И найти ту подлинную тему, что отвечает жизни. Господи, это непросто!
7. Насколько актуальная для России и ее искусства тема войны?
Понятие войны — неотъемлемая часть нашей жизни, как художественной, так и житейской.
8. Мы знаем правду о войне?
Конечно, нет. Мы в лучшем случае знаем поворотные моменты. А что за этим стоит? Какие человечьи истории? Листал недавно опубликованные документы. Много новых подробностей.
Комментарии (0)