Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

НА ТЕАТРЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Федор Климов отвечает на вопросы анкеты «ПТЖ»

1. Почему вы обращаетесь к материалу о войне? Что это дает? Почему это важно для вас?

70-летие Победы — важная дата для россиян, тут я не скажу ничего оригинального. Нам хотелось найти любопытный и небанальный материал. Чтобы это было интересно и для меня, режиссера, и для актеров. Мы обратились к воспоминаниям, письмам и дневникам студентов и педагогов ЛГИТМиКа, потому что помимо прочего нас с этими людьми связывают очень конкретные места. Например, во время учебы в академии мы каждый день ходили по мраморной лестнице. А Дина Морисовна Шварц описывает, как по этой лестнице несли ее однокурсника и он тогда весил 20 кг. Я очень благодарен Елене Викторовне Назаровой за помощь в работе над спектаклем, она открыла нам этот материал.

2. Каковы возможности театра в воплощении военной темы? Какова степень правды и подлинности?

Все зависит от конкретных артистов, материала и подхода. Мы не имели никакого права сделать нашу работу «спустя рукава», вполсилы. Я бы сказал, что была двойная ответственность — мы ведь говорим в спектакле не только от лица наших соотечественников, но и от лица наших коллег. Тем более некоторые из них живы и могут увидеть наш спектакль. Мы прекрасно понимали, что прожить описанные в воспоминаниях жизни у нас не получится, а вот вступить с текстом в диалог, постараться зафиксировать наше искреннее отношение к этим событиям, прикоснуться к судьбам — все это вполне в наших силах, вполне в возможностях театра. Мы неслучайно начинаем спектакль с поступления абитуриентов — в дело театрального образования вливается новая кровь, война не оборвала эту цепочку, связь студентов и педагогов не нарушилась, а продолжилась. Нам очень хотелось достичь в работе многогранности, неоднородной эмоциональности — как нам кажется, там есть не только ужас и страх, но и юмор, и ирония, и любовь.

3. В чем театр ограничен?

Театр ограничен вместимостью зрительного зала. На наш спектакль попадает максимум 70 человек. А если оставить в стороне шутки, то, думаю, театр ничем не ограничен.

4. Из чего складывались ваши сведения о Великой Отечественной войне, ее ощущение?

Честно говоря, у меня были достаточно поверхностные знания. Постепенно они складывались из книг, воспоминаний, дневников. К огромному сожалению, мы не успели пообщаться с блокадниками, думаю, этот опыт помог бы в работе над спектаклем.

5. Какие произведения разных видов искусств для вас самые сильные высказывания о войне?

«Запретный дневник» Ольги Берггольц. В нем дана поэтическая картина мира, война глазами поэта. Она как бы смотрит на все происходящее немного со стороны, сверху, находясь над событиями. Самая сильная песня о войне — «Журавли». Ею мы заканчиваем спектакль, не давая зазвучать последней ноте, обрывая песню — точки нет, история продолжается. Аудиозапись «Павших и живых» Юрия Любимова и «Рождество 1942-го, или Письма о Волге» Ивана Латышева — вот два самых сильных театральных впечатления. Особен-но большое влияние оказал второй спектакль. 6. Для вас работа с военным материалом — работа с мифом или с подлинной историей? Это была работа с подлинной историей. Мы ведь брали конкретные письма реально существовавших людей. Другое дело, что это взгляд на войну творческого человека. Это немного другая оптика. Петров пишет о том, что они жили в предлагаемых обстоятельствах войны. Конечно, это задает некоторую условность происходящего.

7. Насколько актуальна для России и ее искусства тема войны?

Думаю, для России это всегда актуальная тема. Тем более в начале века. Нас наверняка ждет что-то очень интересное, но будем надеяться, что все обойдется. Я верю в мирное небо над головой. Самое главное — не заниматься подменами и не кричать на всех углах «верим, помним, спасибо деду за победу!»

8. Мы знаем правду о войне?

Смотря у кого спрашивать. Я знаю немного. Очевидцы событий знают гораздо больше. Не нужно идеализировать прошлое. И не нужно клишированно относиться к этой теме. Мне очень запомнился ответ Валентины Ковель на вопрос о самом счастливом времени ее жизни. Она ответила — война. Несмотря на ужасы, смерти и блокаду, для нее это время стало пиком человечности, сплоченности людей.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.