Режиссер Г. Тростянецкий поставил пять спектаклей о войне:
«Последние письма» (по письмам погибших в Великой Отечественной войне) — студенческий театр, Ростов-на-Дону, 1969 год
«У войны — не женское лицо» (по книге С. Алексиевич) — Омский театр драмы, 1985 год
«Если проживу лето…» (по книге С. Алексиевич «Цинковые мальчики») — театр им. Ленсовета, 1995 год
«Веселый солдат» (пьеса Н. Садур по произведениям В. П. Астафьева) — Красноярский театр драмы им. А. С. Пушкина, БДТ им. Г. А. Товстоногова, 2005 год
«Один из вас. Жанис Липке» (по воспоминаниям узников Рижского гетто) — Рижский театр русской драмы, 2005 год

1. Почему вы обращаетесь к материалу о войне? Что это дает? Почему это важно для вас?
Человек на войне невольно становился мерилом человека в мирной жизни — вот, мне кажется, особенность того нашего времени. И с той поры, начиная со студенческого театра, я ставил спектакли о войне всегда по заказу, и (но) это была совершенно естественная, глубоко личная потребность высказаться, — вот, мне кажется, особенность режиссера, сформированного тем временем.
3. В чем театр ограничен?
Возможности театра в воплощении этой темы безграничны.
4. Из чего складывались ваши сведения о Великой Отечественной войне, ее ощущение?
…Из начищенного до блеска фронтового котелка отца, одеяла-скатки жесткой серой шерсти с вышитой звездой в углу, плащ-палатки, горсти медалей, хранящихся в маленьком домашнем немецком сейфе вместе с военными документами и орденом Красной Звезды, из шрамов на его предплечье, ногах, на лице, маминой медали «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне» и ее рассказов об эвакуации всей нашей многочисленной родни, бегстве из Ростова, когда мужики-работяги молча выбрасывали из грузовиков мебель обкомовских работников и сажали туда своих жен и детей, и еще из десятков, а может быть, сотен подробностей, оставшихся в памяти моих близких, — это прежде всего и раньше всего.
5. Какие произведения разных искусств для вас — самые сильные высказывания о войне?
Любимовский спектакль «А зори здесь тихие» — в театре, Алексей Герман — в кино, Светлана Алексиевич — в литературе.
6. Для вас работа с военным материалом — работа с мифом или с подлинной историей?
Безусловно — это работа с мифом.
7. Насколько актуальна для России и ее искусства тема войны?
Актуальной ее делает художник. Пример тому — толстовский роман, актуальный до сих пор, в самом названии которого зафиксирована формула человеческого бытия. И степень подлинности и правды этого бытия зависит от взгляда художника.
8. Мы знаем правду о войне?
А мы знаем правду о мире?
Комментарии (0)