Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

ЖИЗНЬЮ ПРИСТУКНУТЫЕ

«Петрушка». Театр «Особняк».
Режиссёр Игорь Ларин

Совершенно неуёмный (хотя и по-прежнему безработный) Игорь Ларин под конец сезона вновь выдал премьеру, сыграв её перед немногочисленной публикой, как и все остальные свои спектакли — совершенно бесплатно, бескорыстно, что называется, «из любви к искусству». Ситуация эта, правда, не столь романтична, как может показаться со стороны, да ещё на первый взгляд.

Однако речь сейчас не о ситуации в целом (её кратко не обозришь): премьеру же — можно попытаться. Спектакль «Петрушка» получился небольшим; собственно говоря, он составил II отделение к уже имевшемуся «Искушению святого Жерома». Всё вместе идёт теперь под рубрикой «Вечер мимического балета». Актёры Т. Крехно, 0. Тетерина, И. Ларин (он же постановщик и сценограф), Д. Подзоров действительно не произносят никаких слов, лишь иногда — нечленораздельные звуки. Но, что в «Искушении», где в основу легли живописные полотна Босха и Брейгеля, что в «Петрушке», взросшем на «российских мотивах», именно такое, неполноценное, в смысле — бессловесное, существование пришлось как нельзя кстати.

Нельзя ошибиться в том, что все действующие здесь лица — монстры (вернее — своеобразные монстры) каждый из них настигнут и пристукнут Жизнью: кто как «попался», тот таким на всю оставшуюся и запечатлелся. Некоторые агрессивны, иные же — весьма печальны, встречаются даже и безмятежные. Объединяет всех безусловная однобокость, зацикленность на какой-то одной эмоции (или даже — одном движении), на каком-то одном стремлении (как правило — не реализованном). Эта-то зацикленность и порождает «странные», хотя весьма понятные и легко узнаваемые публикой, формы поведения и взаимодействия героев. Ещё в «Искушении» на сцене существовал человек, грудь которого навылет пронзила стрела. Но это не был эпизод гибели рыцаря на поле брани в конкретном бою. Герой именно носил свою рану, виновницей которой был не враг, не соперник, а — жизнь.

В «Петрушке» алчный купчина овладел куклоподобной красоткой, в принципе даже честь честью женился на ней, и перед нами возникла картинка. Купчина взвалил красотку себе на спину, от чего у той ноги в небо задралися, и потащил её по дороге жизни, как крест свой, как обузу-жену, а у той, ну хоть бы жилочка в лице дрогнула — как была кокетливая и бессмысленная гримаса на лице, так и осталась, даром, что ноги в небо взметнулись.

Герои «мимических балетов» Ларина — не люди, осколки. Не могу утверждать, что Ларину удалось построить совершенные и завершённые композиции на эту тему, однако — сама тема и попытка понять, каковы коллизии, возникающие среди людей, жизнью пристукнутых, достойна всяческого внимания и дальнейшей разработки, ибо актуальна она, к сожалению.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.