Так получилось, что итоги прошедшего сезона в Нижнем Новгороде «составили» два миллиона рублей.
МИЛЛИОН ПЕРВЫЙ
Этот миллион возник внезапно: Департамент по социальным вопросам учредил ПРЕМИЮ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА В числе прочих результатов творческой деятельности, поощряемых Департаментом на конкурсной основе, — лучшие спектакли двух прошедших сезонов. Театры сами предложили по одному названию в конкурсную афишу.
Жюри оказало" в трудном положении — изначально было ясно, что спектакля, отстоящего от остальных «на целый миллион» (по восклицанию одного из режиссёров) в городе нет. Тогда остановили" на двух спектаклях — «Банкрот» театра юного зрителя и «Мазепа» театра оперы и балета. Миллион, однако, (по Положению о конкурсе) оказался неумолимо неделим и был присуждён тюзовскому спектаклю.
Вот и повод подвести итоги двухлетнему пребыванию «у руля» театра заслуженного деятеля искусств Льва Белова. Вспомним, что театр сам пригласил себе главного. За это время он поставил 5 спектаклей (кроме «Банкрота» — «Продавец дождя», «Вкус меда», «Двое на качелях» и «Дон Хиль — зеленые штаны»).
Последнего спектакля особенно ждали, так как предыдущие не стали репертуарными («Банкрот» в том числе). Думало«, что виной тому — большинство спектаклей театра, адаптированных под специфично «тюзовского» зрителя. Была надежда, что с «Доном Хилем» в театр хотя бы частично вернется яркость, праздничность, зрелищность.
Однако «зрелище» поразило полным набором штампов 60-70-х годов, с «зонгами», танцами (в которых особенно проявила" пластическая растренированность актёров) и непременным дымом, за которым трудно было разглядеть даже сюжет.
Удастся ли миллиону «окупить» этот последний провал?
Что касается спектакля «Мазепа», отмеченного «особым мнением» жюри конкурса, то прежде всего обращает на себя внимание прекрасный ансамбль солистов — нар. арт. России А. Правилов (Кочубей), заслуженные артисты России В. Ермаков (Мазепа), Л. Зырянова и Т. Казимирская (Мария), В. Сурикова (Любовь).
В июне театр завершил сезон недельным показом-отчётом лучших работ последнего времени. И надо сказать, что репертуарная афиша впечатляет: оперы «Мазепа», «Травиата», «Бал-маскарад», «Лючия ди Ламмермур», балеты «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Золушка».
И хотя во многом проблемы театра остаются (в их числе архаичность режиссуры, отсутствие в течение долгого времени главного балетмейстера и главного художника), наметили" и сдвиги: при театре открыла" балетная школа-студия, появился главный балетмейстер (Алексей Бутримович), пока интересно складывается сотрудничество с художником Виктором Вершининым.
Словом, в преддверии 60-летия (апрель 1995) театр явно стремится творчески себя утвердить. В ответ и зритель активно возвращается в театр.
Академический театр драмы до сих пор остается без главного со всеми вытекающими последствиями. Нельзя сказать, чтобы театр напряженно искал художественного руководителя (ибо поиск предполагает определенную активность), однако «примеривание», «присматривание» идет. К сожалению, очень неинтересно показался на нижегородской сцене главный режиссер Алма-Атинской русской драмы Рубен Андриасян со спектаклем «Всё в саду», а вот «Зыковы» в постановке главного режиссёра Таллиннского русского драматического театра Григория Михайлова — большая, серьезная работа, и, пожалуй, попади она в конкурсную афишу (уже сформированную ко времени выпуска спектакля), глядишь, и не следовало бы жалеть о неразделенности премиального миллиона.
Театр «Комедия» живёт прежней трудной жизнью (см. предыдущий нижегородский обзор в № 1). Главный режиссёр — нар. арт. России Семён Лерман ставит горьковских «Варваров».
В театре кукол в конце сезона прошла премьера «Сэмбо», спектакля, когда-то шедшего на старой сцене театра в постановке Юрия Николаевича Елисеева. Ему и посвящается этот спектакль. Восстановил его главный режиссёр театра России Александр Мишин.
МИЛЛИОН ВТОРОЙ
Этот миллион увезла с собой в Ростов-на-Дону актриса тамошнего ТЮЗа Ольга Калашникова в качестве первой премии на фестивале «Поют актеры драматических театров России». Конкурс стал незаурядным событием российской театральной жизни.
А всего Нижегородская организация СТД за сезон провела 4(!) Всероссийских театральных фестиваля: в сентябре — самостоятельных работ актёров кукольных театров, в марте — пластических коллективов («Ковчег-93»), чуть позже (с гала-концертом 1 апреля в День смеха) — фестиваль театральных капустников, в мае — «Поют актеры драматических театров России».
А ещё были бенефисы, театральные гостиные, вечера, праздники.
И если пока не богата праздниками жизнь самих нижегородских театров, то есть надежда, что веселый, талантливый фестивальный дух непременно оживит её.
Поэтому в будущем сезоне праздники продолжатся. В октябре — фестиваль русской классики имени Горького (вот одна из причин того, что практически все нижегородские театры репетируют его пьесы), в феврале — камерных театров, а в апреле и в мае — опять капустники и «Поют актёры драматических театров». Два последних фестиваля, мы надеемся, станут традиционными.
Дай Бог, что традиционными станут и миллионы, которых, верится, будет больше, как и тех, кто их «выиграет».
Комментарии (0)