Каждый год студенты-театроведы отправляются на практику в литературные части театров и приносят затем оттуда свои впечатления в форме дневников «завлитской практики». Фрагмент дневника Т. Каневской мы публикуем. Студентка проходила практику в Молодёжном театре весной 1993 года.




5 марта.
Позвонила в театр, и мне сказали, что наконец-то приехал Виктюк. Завтра репетиция.
6 марта.
Грянули холода. Оделась потеплее и приехала. Опоздала, разумеется. Девчонки уже сидят. Тихо-тихо вхожу. Холодно, как в морге. Не топят.
Зиганшина сидит в инвалидной коляске, вся закутанная в разные платки. Остальным легче, они ходят.
Репетируют первую сцену. Клотильда (Зиганшина), Джезуальда (Онищенко), Дон Кателлино (Кухарешин).
Прогнали сцену. Виктюк не останавливал. Со мной поздоровался. Неужели узнал с прошлогодней Карельской гостиной? Хотя вряд ли.
А потом он стал им объяснять.
Стоит составить словарь его режиссёрских терминов, но это — дело долгое. Вкратце.
ГЕНИАЛЬНО (ГЕНИЙ) — если актёр в точности делает то, что он ему объяснил.
ДОЦЯ — обращение к молодой актрисе.
ЁБС! — междометие, обозначающее быстрое движение.
ЁБС, ЁБС! — междометие, обозначающее два быстрых движения подряд.
МАНЮРКА — женские половые органы; женщина вообще.
СЫНА — обращение к актёру (возраст не имеет значения).
ТАЛАНТ — если актёр делает не совсем то, что ему объяснили.
ЧИЧИРКА — мужские половые органы; мужчина вообще.
Я — наиболее часто встречающееся местоимение.
Зиганшиной он почти ничего не говорит. Зато придумал, что монолог про барона Кастальдо она будет произносить… с живым голубем за пазухой. «Ерунда, — говорит, — прокат голубя в цирке стоит десять рублей в час. Зато секс с голубочком — этого ещё нигде никогда не было».
Вообще, сверхзадача Виктюка, насколько я поняла, — как можно больше придумать «штучек» в единицу времени. С другой стороны, это понятно: два дня репетирует, потом на несколько месяцев уезжает, и с актёрами работает… театровед Ю. Кобец, который на репетиции выполняет обязанности помрежа.
Так вот, Виктюк придумал, что Джезуальда — Онищенко будет поливать цветочки. «Оля, пойми, ты — лагерница. У тебя должно быть такое лицо. И потом — как ты поливаешь? Ты писаешь, а должна быть спермуська. Мол, кто бы меня оросил… Вот так: ёбс! ёбс!» И так далее.
Или ещё: он придумал, что Джезуальда подметает двор и присмотрела местечко, где похоронит Клотильду. Она там всё вымеряет, место расчищает и т. д.
Он придумывает им каждое движение, вплоть до количества шагов.
7 марта
Репетиция Виктюка. Сцена вторая (приезд Фердинандо).
Фердинандо играет мальчик из ТЮЗа. Зовут Лёша. Фамилию не знаю.
Виктюк по-прежнему почти ничего не говорит Зиганшиной. Впрочем, ей и не надо говорить: она в спектакле главная, репетирует, между прочим, потрясающе точно, а задача всех остальных — достойно ей подыгрывать. Психологические реакции дозволяются только Клотильде — Зиганшиной; остальным «ни-и-зя-я».
Например, Клотильда оскорбила Джезуальду при Фердинандо. Оля начала монолог, а Виктюк прервал: «Что ты мне здесь страдаешь? Ты что, Катерина? Это что, „Гроза“? „Гроза“, я тебя спрашиваю?» — «Нет». — «А раз нет, то ты, доця, говори и вертись вокруг своей оси. Попробуй… Так… так… Ты талант… Но если на последней реплике ты снова окажешься лицом к Эре — ты будешь гений».
Конечно, «гвоздь» программы — сцена с обнажённым Фердинандо.
«На заднем плане будет лестница, и ты по ней будешь спускаться. Тут будут разные занавески висеть, будет красиво. Ты, сына, спускайся медленно, в рапиде, и поворачивайся на каждом шаге то спиной, то лицом, чтобы чичирка то балямкалась, то нет».
Он и Онищенко собирается раздеть. Но это ещё не точно.
Теперь я поняла, почему у Виктюка репетиции интереснее спектаклей и почему актёрам так нравится с ним работать.
Комментарии (0)