М. Фрейн. «Шум за сценой». Открытый театр.
Режиссер Александр Исаков
Сюжет «сцены на сцене», «театра в театре» неизменно соблазнителен для любого театра и Открытого в частности. «Таланты и поклонники» в постановке О. Левакова представили служителей муз в антрепризе г-на Мигзева в уездном городе Бряхимове. «Убийство Гонзаго» в постановке А. Морозова явило зрителю передвижную труппу директора Чарльза на подмостках дворца в Эльсиноре. «Шум за сценой» приглашает нас на репетицию (1-й акт), премьерный спектакль (2-й акт) и заигранное, разваливающееся представление (3-й акт) пьесы в постановке режиссёра Ллойда Далласа.
И хотя сам скользкий вопрос взаимоотношения театра и жизни, опасная рифма театра изображаемого с театром реальным менее всего волнует постановщиков вышеупомянутых спектаклей, характер их отношений с профессией проявляется — всё равно, вне зависимости от степени их усилий. Видно, что Леваков не без симпатии относится ко всему актёрскому цеху и с раздражением — к публике, что у Морозова комедианты бесталанны, но претенциозны, а Исакову, как и герою его спектакля, наплевать на качество постановки.
Кстати, режиссёра Ллойда играет режиссёр Открытого театра Олег Леваков. И вообще у Исакова была тьма возможностей остроумно обыграть сходство труппы Открытого театра и английских провинциалов (например, актёр Фредерик Реллоуз, как и играющий его Дм. Барков, страдает склонностью к беспричинному рычанию и крику при исполнении ролей). Но Исакова эти тонкости не заботили. Они потребовали бы тщательности. А какая уж тщательность при заданных себе темпах работы: спектакль стал шестой (но не последней) режиссерской работой Исакова в сезоне.
И строгую, выверенную композицию пьесы режиссёр скомкал. После чинного и размеренного первого акта, обещавшего удачное продолжение, спектакль понёсся галопом, сминая и тонкий английский юмор, и собственно смысл комедии. Заключающийся в том, что три равноважных этапа существования спектакля должны быть внятно показаны. И если режиссёр Исаков не поставит за режиссёра Ллойда его спектакль во втором акте «Шума за сценой», а подаст его весьма приблизительным намёком, всмятку — то третий акт будет не нужен вообще. Разболтанность до абсолютного безобразия спектакля Ллойда не смешна и не наделена никаким смыслом, потому что другой его стадии мы и не наблюдали. Он и родился таким же уродом; Ллойд вместе с нами может сказать «спасибо» А. Исакову.
Юмор театральной ситуации уступил место банальной комедии адюльтера; «сцена на сцене» свелась к обыкновенному «месту действия». Невзыскательный зритель не взыскует. Все довольны. Доволен и руководитель Открытого театра Игорь Владимиров, углядевший в плодовитом А. Исакове подходящего, не хватающего звёзд с неба, соратника. Александр Исаков зачислен в штат Открытого театра на режиссёрскую должность и, по слухам, получил в вотчинное владение Малую сцену.
Там он намерен произвести много шуму. Из ничего.
Комментарии (0)