Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

ГКЧП АДОЛЬФА ЧАПЛИНА, ИЛИ СИНЯЯ ПТИЦА С МАНХЭТТЕНА

П. Стеббингс, Ф. Смит. «Путч Чарли Чаплина». Театр «Эксперимент».
Режиссёр Александр Вельский

Английский режиссёр Пол Стеббингс ставил свой «Путч» в театре Комедии им. Акимова. Но история движется по спирали: вчера — Гитлер, сегодня — ГКЧП, завтра… Все перевороты — всего лишь забавный фарс, говорит своей пьесой Поп Стеббингс. Наверно, со стороны виднее.

В театре Комедии спектакль не прижился и вместе с прежними испопнитепями перекочевал на сцену театра «Эксперимент».

На спектакле много смеются. Особенно во время 1-го действия. Путчем тут ещё и не пахнет. Просто двое плутоватых голодных бродяг (Ирина Цветкова и Александр Васильев) морочат голову тупоумному верзиле Максу, хозяину отеля (Артур Ваха). Кроме того, бродяжки ждут приезда Чарли Чаплина, который возьмёт их в свою новую кинокартину. А главная их мечта — махнуть в Америку, и зрительный зал, состоящий преимущественно из молодёжи, активно их в этом поддерживает.

На сцене актёры азартно гоняются друг за другом, сопровождая почти каждую реплику пинками и оплеухами. Весёлые песенки, двусмысленные шуточки, намёки на «злобу дня» немало способствуют успеху спектакля, в котором перемешаны приемы балагана, цирка, кафе-шантана и немого кино. Правда, попытки вызвать у зрителей ассоциации с фильмами Чаплина не удаются: актёры не улавливают нужного ритма, да и техника у них отнюдь не блистательная. Сойдёт для капустника.

Во 2-м действии, так же неожиданно и неоправданно, как всё в этом спектакле, свершается военный переворот, и вот Макс со свастикой на рукаве палит из игрушечного пистолета, а маленький карикатурный Гитлер (он же Маляр, он же Чаплин) приводит в трепет обитателей отеля. Обрушивающаяся на сцену тьма должна, видимо, подчеркнуть скрытый трагизм происходящего. Однако путч быстренько проваливается, и актёры дружно поют песенку о Синей птице и далёкой Америке — единственном идеале, который нам, бедным, остался. Гитлер затаивается в уголке, в качестве предостережения на будущее.

По ходу спектакля пугает реакция зрителей: что аплодисменты сопровождают исполнение американского гимна — это бы ещё ничего; а вот на громогласное максово «Хайль, Гитлер!» — из зала несколько голосов кричат «Ура»…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.