Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ТО ЛИ ЛЮДИ, ТО ЛИ ПТИЦЫ

Б. Константинов. «Птицы». Театр марионеток им. Е. С. Деммени.
Режиссер Борис Константинов

В числе персонажей спектакля «Птицы», который недавно выпустил на сцене Театра марионеток режиссер (и автор пьесы) Борис Константинов, — только лесные птицы неустановленной породы и игрушечные звери. Но не узнать в них людей невозможно. Более того, герои «лесной сказки» наделены лучшими из человеческих черт: любовью, добротой, мужеством, фантазией, оптимизмом.

Действие происходит в «черном кабинете» — чрезвычайно выразительная метафора опустошенного ради сиюминутной выгоды уголка природы, где от дремучего леса остались лишь огромный пень да случайно забытое бревно. За неимением дерева-дома, пестрые птицы-тантамарески Папа (Вячеслав Попов и Геннадий Елагин) и Мама (Ирина Кривчёнок и Елена Грохотова) решаются вырастить своего желтенького Птенца (Митя Тарасевич) прямо здесь, на вырубке. На помощь им, чтобы заменить для птичьего ребенка всю исчезнувшую фауну, приходят выброшенные игрушки с ближайшей свалки, планшетные куклы: Волчонок без хвоста (Тимофей Осипенко), Мишка с белой пуговицей вместо потерянного глаза (Ольга Федорова) и Зайка без уха в потрепанном розовом платьице (Мария Мирохина).

На втором плане спектакля, на черной ширме, двигаются машинки-лесовозы, открывает необъятную пасть страшный мусорный Дракон, покрытый панцирем из пластиковых бутылок. Злобное чудище, захватившее в плен лесной ручеек, побеждают, заманив в яму (средняя часть ширмы опускается). В процессе битвы Птенец впервые взлетает, и затем птичья семья покидает бывший лес в поисках более адекватной среды существования. Друзья-игрушки остаются ждать их возвращения, а вокруг пня появляются первые зеленые побеги будущего нового леса.

История совсем незамысловатая, но в целом ладная и поэтичная. Ее создателям удалось особенное, редкое — увидеть взрослое детскими глазами и высказать серьезное с простодушной мудростью. Несмотря на почти неизбежные премьерные огрехи, потенциально успешными хочется назвать все без исключения актерские работы, особо отметив главных героев — Птицу-папу и Птенца. Музыка, написанная для спектакля Татьяной Алешиной, также оправдала ожидания. Сочетание иллюстративности и характерной выразительности удается композитору раз от разу все лучше (взять хотя бы тему зверей-игрушек — остроумно стилизованную в джазовых интонациях).

Справедливости ради стоит упомянуть о том, что в сценографии Александра Алексеева есть некоторые несообразности (так, панорама вырубленного леса «повисает» в черном кабинете на высоте около полуметра от «земли», Дракон и яма-ловушка очевидно несоразмерны). А кукольные герои трогательны и обаятельны, спору нет. Даже мусорный монстр выглядит механической игрушкой, громоздкой и неуклюжей.

«Птиц», которым пока еще недостает ритмической зрелости, очень хочется посмотреть снова. Несмотря на то, что «лесная сказка» все-таки получилась грустная: о хороших красивых «крылатых людях», вынужденных покинуть родную страну, в которой для них не осталось места, чтобы петь, летать и выводить птенцов.

Спектакль в целом, как и его финал, совершенно не хэппи-эндовый, заставляют вспомнить о мультипликационных полотнах Хаяо Миядзаки (неизбежные ассоциации с одноименным фильмом Альфреда Хичкока иссякают сразу после прочтения программки). Человеческое и нечеловеческое в них причудливо смешивается, перетекает из одного в другое, наводя на мысли о слишком тесных для того, чтобы ими пренебрегать, взаимосвязях всего живого в мире. Так, художественным языком, высказывает экологические идеи знаменитый японец (свою серьезную работу в проектах по охране окружающей среды, вроде финансирования очистки рек, он предпочитает не афишировать). Его «Принцесса Мононоке», так же как и «Птицы», завершается прорастанием буйной зелени из опустошенной, казалось бы, навсегда земли. Только что пережившие трагическую гибель Лесного духа, обреченные на расставание, герои Миядзаки не могут не увидеть, что жизнь должна все превозмочь и продолжаться. Российский режиссер тоже предлагает нам поверить, что лес когда-нибудь вырастет снова, птицы вернутся… Хотя жизнь в большом культурном городе пока что предоставляет для такой веры маловато оснований.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.