Петербургский театральный журнал
16+

НЕЧЕТНАЯ СТОРОНА ТЕАТРА

Международный фестиваль моноспектаклей «Монокль» проводится «Балтийским международным фестивальным центром» с 1997-го в ритме биеннале, каждый нечетный год.

В этом году петербургский этап восьмого «Монокля» открыл спектакль «Раямания»: работа актрисы Молодежного театра на Фонтанке Регины Щукиной и режиссера Полины Неведомской по рассказу Людмилы Петрушевской «Такая девочка». Актриса продемонстрировала редкое понимание прозы Петрушевской, умение выбраться из нагромождения низких, бытовых подробностей в экзистенциальный план.

Артист БДТ им. Г. Товстоногова Василий Реутов («Восторг фантазии» по рассказам Владимира Набокова) пошел по пути интеллигентного и по-своему безупречного актерского чтения и показал публике скорее его образец, нежели спектакль.

В «Поэме конца», поставленной по произведениям Марины Цветаевой режиссером Юрием Томошевским для актрисы Татьяны Морозовой, чьи природные данные очевидно представляют уникальный материал для поэзо-спектаклей, выявилась опасность тиражирования единожды найденных приемов: статуарности поз, красивых модуляций голоса, особой ритмики речи.

Исполнителя Олега Попова в спектакле «Мой путь. Сергей Есенин» режиссер Александр Николаенко подвел еще на уровне литературной композиции лирики и мемуаров. Не разобранными оказались отношения актера со своим героем, заштампованными выглядели постановочные приемы с зажиганием и задуванием свечей и портретиком поэта перед зеркалом. Да и сам материал, пожалуй, не очень подходил актеру с темпераментом социального героя.

Несколько особняком держался во «взрослой» афише исполненный со всем блеском зрелого мастерства спектакль Лейли Киракосян «Сказки пестрого попугая», поставленный режиссером Маргаритой Гапоян для самых маленьких зрителей в традициях типичной продукции детских филармоний.

Актер «Балтийского дома» Михаил Брискин явил удивительную верность однажды избранному сюжету, он переработал и показал уже участвовавший в 7-м «Монокле» «Сон смешного человека» от лица Ленина. Формально этот актерский и режиссерский опыт довольно изобретателен. Однако текст Достоевского, на сцене переведенный в плоскость политического плаката, не только существенно проиграл оригиналу по части философской глубины, но и в собственном театральном содержании не продвинулся дальше анекдота.

На международный этап прошли две петербургские работы. Одна из них — «Медея», композиция по Еврипиду с использованием текста Иосифа Бродского. Спектакль, cделанный в стенах Театральной академии студенткой мастерской Вениамина Фильштинского Кариной Медведевой и режиссером-педагогом Екатериной Ханжаровой, необычайно глубоко разъяснил трагическую рациональность логики язычницы Медеи и этическую необходимость ее поступка, аморального и безумного с христианской точки зpения. В финале «Медея» получила специальный приз «За дебют».

Другая — «3D». Абсолютный лидер петербургского этапа и тоже дебют. Актриса Театра имени Комиссаржевской Маргарита Бычкова впервые выступила в роли режиссера. Спектакль принадлежит «Такому Театру». Поставленный по пьесе Кшиштофа Бизё «Рыдания», он лишен сентиментальности, полон горчайшей иронии. Действие разворачивается в палате для буйных больных. Трех героинь: маму, дочь и бабушку — блестяще играет Елена Биргер. В итоге выходит не только история женских одиночеств, но и портрет времени, и обвинение не социуму даже, а окружающей человека пустоте. Вторая премия Международного конкурса и Диплом Совета Директоров Международной ассоциации моноспектаклей «За многообразие приемов и форм».

Первую премию получил опытный участник фестивалей «Балтийского дома», литовский режиссер Станиславас Рубиновас за спектакль «Коба», поставленный в Каунасском камерном театре. Портрет Сталина создал актер Александр Рубиновас. Третью — увез в Кишинев актер Юрий Андрющенко за спектакль «Александр Вертинский. Бал Господень…», режиссер Сильвиу Сильвиан-Фусу.

Cпециальный приз жюри «За оригинальное прочтение современной классики» забрал в Берлин Андрей Мошой за «Исповедь маски» Мисимы, поставленную в театре «Русская сцена» режиссером Инной Соколовой-Гордон.

В целом же Восьмой «Монокль» продемонстрировал разнообразие возможных подходов к постановке моноспектаклей. Сольные актерские работы сегодня не слишком востребованы публикой. Между тем в одной только петербургской афише можно отыскать замечательные образцы жанра. Непревзойденным остается, конечно же, спектакль Алисы Фрейндлих «Оскар и Розовая дама», поставленный Владиславом Пази по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта на сцене Театра им. Ленсовета.

Пример этот приведен, чтобы показать, что не очень высокая популярность моноспектаклей у публики вызвана отнюдь не недостаточностью самого жанра, скорее — редкостью удач в этом направлении. А «Монокль» как раз и служит популяризации и развитию этого сложнейшего, а в идеале так и самого откровенного и честного типа спектакля.

В указателе спектаклей:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.