Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

ПОЛОВИЧОК

С. Лобозёров. «Семейный портрет с посторонним». БДТ им. Г. А. Товстоногова. Малая сцена.
Режиссер Андрей Максимов

Кто это сказал, что, дескать, лишь то прекрасно, что серьёзно? Доктор Яда. А почему, собственно, мы ему поверили?

Конечно, весь опыт товстоноговского театра приучил нас к серьезным, масштабным задачам. В БДТ «легкий жанр» — «Волки и овцы», «Ханума», «Пиквикский клуб» и т. п. — неизменно наделялся мощным эстетическим импульсом, без коего — по мысли д-ра Дорна — истинное искусство немыслимо. Темур Чхеидзе подтвердил устремления театра к глобализму. Естественно, что историю куда более простую — про любовь под вязами, не потянувшую на мощные художественные обобщения, можно было воспринять как неудачу мастера.

Большая сцена Большого Драматического театра приучила нас к большой форме большого стиля. Прекрасное должно быть величаво — учили нас, и мы одергивали себя, стыдясь видеть красоту незатейливого, скромного изделия.

Но прочный массивный буфет орехового дерева или изысканная, усыпанная драгоценностями шкатулка с тончайшим музыкальным механизмом не имеют никакого преимущества перед сработанным столь же профессионально глиняным кувшинчиком или любовно расшитым полотенцем. В хозяйстве нужно и то, и другое, и каждой вещи — своё место, ничем не предпочтительнее чужого. И домотканный половичок, брошенный у порога, имеет столько же права на хозяйскую любовь, сколь и золотые часы с вензелем.

Простой, незатейливый спектакль А. Максимова не пыжится выдать себя за то, чем не является. Он не является размышлением о судьбах русской деревни, о разладе поколений или о тотальном абсурде российской жизни. Он просто чисто и грамотно (профессионально) рассказывает одну забавную историю. Выводы и обобщения зритель может додумывать сам, в меру своей продвинутости.

Корректно, с чувством меры и стиля (домотканного) играет и Е. Чудаков (не знаю, имевший ли вообще не то чтобы главную роль, а сколько-нибудь протяженную), и дебютанты академических подмостков Т. Аптикеева и Я. Цапник; выбор же обоих актёров на роль Михаила — неудачен (здесь явный просчёт режиссёра: С. Лосев наигрывает, изображая более молодого человека; И. Лифанов, напротив — более взрослого). Тут из «половичка» вылезают белые нитки и грубые узелки.

Зато Нина Усатова и Валентина Ковель… нужны ли пояснения? У В. Ковель сейчас в репертуаре (не считая давней-давней «Цены») лишь комедийная эксцентрика — Клэр Цаханесян, жена Кузькина, миссис Бардл. В том же жанре пришлась ко двору БДТ и Н. Усатова (в постановках Д. Астрахана), совершенно забыв опыт Молодёжного театра. В скромном спектакле по С. Лобозёрову обе актрисы существуют так подробно, обстоятельно, живо, насыщенно, что этот гиперреализм по сегодняшним дням заслуживает почётного звания «фантастического».

Скромность, конечно, не порок… однако известно, что малая сцена БДТ не имеет репертуара. Спектакли её — не жильцы. Либо они вскорости умирают здесь же, по месту рождения (последний пример — «Истинный Запад»), либо их убивает перенос на Большую сцену, давящую контекстом глобализма (последний пример — «За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Академический театр на пустячки не рассчитан. Долгой жизни поэтому новому спектаклю не предрекаю.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.