Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

ЧЕХОВ КАТЕГОРИИ «О»

А. Чехов. «Чайка». Чеховская Театральная и Кинокомпания (г. Бостон, США)

Интерпретировать чеховские пьесы можно до бесконечности. Поэтому встретить, скажем, две одинаковых «Чайки», в принципе невозможно. И чаще бывает, что режиссёр пытается «перегрузить» драматургию добавочным смыслом, пытаясь намекнуть на всё сразу. Но недавно представился случай увидеть обратное решение. Американская Чеховская Театральная и Кинокомпания из Бостона под руководством нашего бывшего земляка Александра Чиркова привезла «Чайку», смахивающую по простоте на учебник математики для начальной школы, где ответы на все задачи можно найти в конце параграфа. Сам Чирков считает, что нашим соотечественникам сильно не хватает умения совершать поступки. Руководствуясь этим соображением, он пытается «исправить» характер чеховских персонажей. То, что совершают герои «Чайки» у Чиркова, сразу ставит на них штампик: вот этот человек хороший, этот — плохой, а этот — и вовсе дурак.

Что же это присутствующие смеются над пьесой Треплева? Ещё бы им не смеяться! Он же запуганный дурачок. Бегает с ружьём, мечется, палит в воздух, вот и чайку случайно подстрелил. Конечно, такой не интересен хорошенькой Нине. А Аркадина? Сразу видно — мерзкая женщина. И никогда в жизни робкому Тригорину не вырваться из ее цепких пальцев. Когда она его не насилует физически, то давит морально. Он, бедный, вообще уже стал женщин бояться, а в присутствии Аркадиной просто трепещет. Почему доктор Дорн отвергает несчастную Полину Андреевну? Всё очень просто: он предпочитает молоденьких. Взял, да под шумок изнасиловал Машу. Деталь очень уж странная и лишняя даже в такой концепции. Машу играет единственная в труппе русская актриса Елена Иванова. И она, в отличие от остальных, пытается играть Чехова, но накладывающаяся на её рисунок роли режиссура Чиркова превращает героиню в человека, которому просто хронически не везёт.

Отношения Нины и Треплева объясняются с гениальной простотой. То, что он плохой писатель, видно сразу. Маша, правда, верит в него, но её любовь и сочувствие отвергаются. В отчаянии она отдает Треплеву самое дорогое — свою заветную табакерку. Прибежавшая Нина готова броситься в объятия своего бывшего возлюбленного, но замечает табакерку, и на полном серьёзе гневно указывает на неё. Много шуму из ничего! Но застрелиться всё-таки приходится.

Спектакль идёт в хорошем темпе, без пауз. Актёры играют с разной степенью профессионализма, но с истинно американским энтузиазмом. В Голливуде из этого, слегка подсократив, могли бы сделать стандартный фильм категории «С». Такого добра у нас хватает с избытком. А Чирков объявил, что собирается преподавать в Театральном институте, ссылаясь на то, что в Америке уже преподает Олег Табаков, Мы им — Табакова, они нам — Чиркова с Антохиным. Мы им — «Чайку» опорковскую, они нам — чирковскую. Что-то обмен этот мало похож на взаимовыгодный.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.