По последним подсчетам, в Соединенных Штатах 126 шекспировских фестивалей и театральных групп. Лидирует Калифорния, где таких театров двадцать три, в Нью-Йорке их четырнадцать, в Техасе — десять, во Флориде — пять. Даже в Оклахоме три Шекспировских фестиваля: в Дюране, Эдмоне и Нормане.
Штат Массачусетс гордится единственной в Америке женской труппой Kristin Linklater’s Company of Women (Товарищество женщин под руководством Кристины Линклейтер). Прибавьте к этому Boston’s Publick Theatre (Общедоступный театр) и негритянскую шекспировскую труппу под руководством Десимы Френсис Roxbury Outreach Shakespeare Experience/ROSE (Шекспир без границ).
Что же происходит? Почему Шекспир покоряет всю страну от беднейших окраин Бруклина до таких крупных городов, как Хьюстон, Омаха или Вашингтон, где летними вечерами собирается до восьми тысяч зрителей, чтобы посмотреть пьесу XVI века?
История шекспировских фестивалей в Америке началась в 1935 году. Тогда, в Ашленде, во время празднования Дня Независимости, на грубо сколоченных дощатых уличных подмостках, профессор Южного колледжа штата Орегон Ангус Боумер поставил Шекспира. С той поры — исключая военные годы — каждое лето в Орегоне проводится фестиваль. Сегодня Шекспировский комплекс занимает три театральных здания, которые ежегодно посещают 362 тысячи зрителей (в 16-ти тысячном городе Ашленд), не считая 58 тысяч портлендского филиала. В том же 1935 году в Сан Диего родился Old Globe Theatre (Театр «Старый глобус»), название которого произошло от Лондонского Шекспировского театра «Глобус». Он был построен в парке Балбоа для Международной Калифорнийской антивоенной выставки, где вниманию посетителей предлагался просмотр нескольких 50-минутных спектаклей по произведениям Шекспира. После закрытия выставки, чтобы сохранить театр, были собраны средства, и теперь, подобно орегонскому шекспировскому фестивалю, «Старый глобус» работает на трех площадках круглогодично, имея в репертуаре около дюжины пьес Шекспира.
Еще один грандиозный фестиваль — Alabama Shakespear Festival (с годовым бюджетом в 5,7 млн. долларов и посещаемостью 1991 года — 290.300 человек). В небольшом городке Аннистон постановка 1972 года двадцатитрехлетним режиссером-символистом Мартином Пляттом положила начало фестивалю. А через двенадцать лет, гарантированный Министром Почты США, был построен великолепный театральный комплекс из двух зданий (стоимостью в 25 млн долларов).
Почему же именно Шекспир? Прежде всего, потому что это захватывающие сюжеты: организатор фестиваля уверен, зрителю будет интересно. Известно, что даже дошкольники пересказывали содержание впервые увиденных шекспировских пьес, а дети постарше играли в «Йориков против Ланкастеров».
Именно Шекспир с его редкостно богатым языком особенно необходим современному театру. В наши дни, когда речь, которую мы слышим по телевидению и в кино, бедна и лишена поэзии, язык Шекспира обретает над нами трепетную власть, обостряет чувства и мысли. И хотя некоторые склонны считать архаичный английский препятствием в общении с Шекспиром, именно дети оказываются особенно открытыми к восприятию его пьес, размыкающих границы обыденного.
Шекспир вечен еще и потому, что соответствует духу времени любой эпохи. Характерным примером модернизации Шекспира служит работа Kentucky Shakespear Festival, возглавляемого Куртом Тофтелянцем. В 1990 году он ставит «Макбета» об Иване Боескисе и Майкле Милкнисе*, казалось, имевших в жизни все, но не сумевших остановиться на достигнутом. В 1991 году в «Ричарде III» режиссер представляет «психологический образ архетипа гения зла», подобного Саддаму Хуссейну или Мануэлю Норьеге. Нынешним летом Тофтелянц ставит «Много шума из ничего» о людях, «принимающих слухи за истину», что серьезно осложняет предвыборную президентскую кампанию. Однако эта пьеса во все времена остается комедией о любви.
* Бизнесмены, замешенные в скандале на Уолт-стрит.
Бесплатное посещение любого из Шекспировских фестивалей привносит остро ощутимый Дух Общества. Возникает совершенно особенное единение людей разного возраста, происхождения и достатка, когда все собираются под звездным небом. Есть нечто чудесное в том, что в разных концах Америки каждый вечер от двух до десяти тысяч человек смотрят Шекспира под открытым небом.
Подобные фестивали проводятся в Омахе («Шекспир на лужайке»), в Торонто («Сон в верхнем парке»), в амфитеатре Картер Баррон в Вашингтоне («Шекспир: свободно для всех»), в Хьюстоне («Уличный театр Миллера»).
Самым знаменитым из таких фестивалей под открытым небом является New-York Shakespear Festival. Он возник летом 1957 года, когда знаменитый ныне Джозеф Папп* показал Шекспира в Центральном парке, превратив кузов грузовика в сценическую площадку. В 1961 году открылся Delacorte Theatre, амфитеатр которого удачно вписался в лесистый пейзаж парка недалеко от Бельведерского озера. С тех пор на протяжении восьми недель лета фестиваль в Нью-Йорке представляет по два спектакля при полном зале.
* Джозеф Папп, крупный американский продюсер и режиссер, организатор Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля, возглавляет несколько театральных трупп.
Для бесплатных фестивалей особенно важны проблемы ассигнования. Иногда корпорации субсидируют фестиваль целиком, но чаще становятся спонсорами одного представления, вкладывая в него несколько тысяч долларов. Бенефисы также дают некоторый доход.
The Heart of America («Сердце Америки»), Шекспировский фестиваль в Великом Канзасе, получил около 50 тыс. долларов от монопрограммы по произведениям Шекспира в исполнении Кевина Клайна. Поддерживает фестивали продажа напитков и футболок с фестивальной символикой. Иногда в антракте по рядам пускают шапку, и сбор составляет не менее чем по доллару со зрителя.
Как многие постоянные профессиональные театры, шекспировские компании организуют расширенные образовательные программы для учебных заведений с показом сцен из спектаклей. Так, для Alabama Shakespeare Festival компания Кока-Кола финансировала выпуск 16-страничного буклета для педагогов. Иллюстрированное издание включает в себя эссе о каждой пьесе из репертуара фестиваля, предлагает специальные темы для обсуждения учащимся и другой учебный материал, касающийся Шекспира. Также Алабама организует серии бесплатных лекций, образовательную программу для взрослых «Театр в нашем сознании» и другие программы.
Последнее время стали очень популярны Сады Шекспира. Травы и цветы, упоминаемые в его пьесах, в этом году были посажены в местах представления спектаклей (штаты Небраска и Колорадо). Таких садов в Америке примерно двадцать.
Два года назад руководителем фестиваля в Хьюстоне Сиднеем Бергером была организована Ассоциация Шекспировских Театров, объединившая шекспировские компании Америки и Канады для организации представительных собраний административных и художественных руководителей шекспировских коллективов. В ней уже 49 трупп.
В 1992 году, юбилейном году Христофора Колумба, президент Шекспировской Гильдии Америки Джон Ф. Эндрюс предложил отметить 400-летие первого упоминания о Шекспире как актере и драматурге.
Похоже, что Джеймс Джойс попал в точку, назвав Шекспира «сфероподобным».
Перевод и примечания Д. РЫБАКОВОИ
Комментарии (0)