Бенефис Аскольда Макарова, состоявшийся в декабре в Мариинском театре, открылся балетом «Клоп» Леонида Якобсона (по пьесе Маяковского) на музыку Шостаковича в исполнении труппы «Хореографические миниатюры» — спектаклем, на премьере которого тридцать лет назад танцовщик Макаров исполнил роль Маяковского. (Уточним, что тогда спектакль шел в несколько иной редакции, чем сейчас).
Зрелище оказалось захватывающим — остроумная и блестяще талантливая хореография Якобсона и сегодня не утратила своей привлекательности. На короткий момент, пока длился спектакль неожиданно высветились полузабытые и затерявшиеся в нашей балетной истории художественные связи. Якобсон и Кировский театр — связь знаменательная, и в то же время не лишенная драматизма. Когда-то новаторские балеты Якобсона «Спартак», «Клоп», «Двенадцать» буквально взорвали Мариинскую сцену. Удивительно, но «Клоп», вновь посетивший этот театр в день юбилея Макарова, и сегодня смотрится здесь до странности непривычно. И не потому, что устарел, а как раз напротив — он снова «взрывает» Мариинку своей смелостью пластических решений и новизной.
Да, и новизной тоже. Потому что если в области классического танца Кировский театр и продвинулся с тех пор на порядок вперед благодаря постановкам Григоровича и Вельского, благодаря переносу на нашу сцену спектаклей крупнейших зарубежных балетмейстеров, то в области танца свободного и гротескного, предполагающего не только свободу формы, но и значительное расширение жанровых границ, — увы, нет. Теперь появления хореографии Якобсона в Мариинском театре эпизодичны. А между тем — сколько возможностей и сколько красок содержит уже хотя бы один этот одноактный балет-буффонада. От лирического монолога Зои Березкиной — до гротескного семейства Ренессанс и угарного пляса мещанской свадьбы. От характерности в изображении отдельных персонажей, от конкретности деталей, впрочем, тесно вплетенных в единое и непрерывное танцевальное действо, — до обобщенности массовых сцен. В числе этих сцен знаменитые якобсоновские шествия, как бы олицетворяющие собой драматическое движение жизни, — словно картины, развернутые во времени и оказавшиеся во власти танцевального ритма. «Клоп» снова оживил эту сцену, заставив признать, что ничего равного этой хореографии уже давно на ней не рождалось.
Бенефисный вечер был своеобразной данью творчеству Якобсона, с которым связан не только значительный период сценической судьбы самого Аскольда Макарова — первого исполнителя партий Спартака, Маяковского, АлиБатыра в «Шурале», но и история возглавляемой им балетной труппы. «Хореографические миниатюры» родились двадцать три года назад как театр Якобсона и стали тогда уникальным авторским коллективом современной хореографии. Сегодня труппа ставит перед собой другие задачи — выступает в роли хранителя наследия Якобсона (кстати, свободная и характерная пластика — область, которая лучше всего удается ее артистам), включает в репертуар и современные произведения малых форм, но на новаторство не претендует. И что главное — сегодня труппу, пожалуй, не назовешь уникальной. Репертуар театра — от камерных балетов самых разных хореографов до классических дуэтов «большого стиля» (из «Лебединого озера», «Дон Кихота») и даже крупных классических спектаклей («Жиэель») — явно слишком широк для артистов камерной труппы. При наличии молодых интересных исполнителей (таких как Ал. Макаров — Маяковский, Ю. Демаков — Присыпкин; как Н. Башкирцева и А. Иванов, прекрасно станцевавших классический Падесис из «Маркитантки»), репертуарная политика «Миниатюр» остается довольно неясной. Может быть, в этой ситуации труппе Макарова, имеющей бесценные традиции, именно строгий отбор репертуара позволит обрести свою неповторимость, как когда-то артисту Макарову помогли найти свое истинное лицо балеты Леонида Якобсона.
Комментарии (0)