Наш друг и автор Н. Казимировская с недавних пор живет и работает в Швеции. Новости стокгольмской жизни нам кажутся небезынтересными и мы завели для них специальную (персональную) рубрику: «Информашки» от Наташки.
Знаете ли вы, что такое РИКСТЕАТР в Швеции? Нет, вы не знаете, что такое РИКСТЕАТР. Явлению этому нет аналогов не только в Швеции и России, но, возможно, и во всем мире. Громадная театральная фабрика-кухня, производящая «блюда» на все вкусы и снабжающая ими всю страну. Продукция Рикстеатра рассчитана в первую очередь на нестоличных зрителей, живущих в различных, часто отдаленных уголках страны, где нет собственного театра. Подобного рода «выездной» деятельностью Рикстеатр напоминает русские городские и областные театры, регулярно обслуживающие периферию спектаклями не самого высокого качества. Драматическая труппа Рикстеатра — не самая выдающаяся в Стокгольме. Но зато название балетной труппы, принадлежащей Рикстеатру, говорит само за себя — Кульбергбалет, имеющий заслуженную мировую славу. Театр для детей и юношества, театр для глухонемых, Финский театр, Летний театр, играющий в парках, садах и не пляжах, Пионертеатр (не путать с юными пионерами), выступающий перед обитателями мест «не столь отдаленных», и т. д. и т. п. — перечислить все коллективы, входящие в Рикстеатр, не просто. А еще Рикстеатр занимается «прокатом» полюбившихся ему спектаклей, созданных в других театрах или самостоятельных работ актеров-одиночек. Этим он напоминает деятельность Госконцерта, Мосэстреды и Гастрольного отдела Министерства культуры вместе взятых. А еще он готов экспериментировать и принимает с интересом всевозможные проекты, предложения и идеи, помогает в их осуществлении, финансирует, а затем «продает». Этим он родственен неосуществленным «Творческим мастерским». Ну, а кроме того, Рикстеатр издает театральные книги и журналы, занимается строительством и реставрацией театральных помещений, имеет тесные связи с любительскими театрами. Ох, кажется все… Нет, простите, забыла: на многочисленных сценах огромного стационарного помещения, расположенного на окраине Стокгольма и принадлежащего Рикстеатру, проходят гастроли периферийных шведских театров, именно здесь впервые стокгольмский зритель увидел замечательный спектакль «Гедда Габлер» театра из Оребру. Вот теперь вы получили представление, возможно, не полное, о том, что такое Рикстеатр. Неполное еще и потому, что понять, кто и как руководит этим конгломератом, оказалось достаточно сложно. В творческой коллегии, призванной заниматься этим многотрудным делом, главными фигурами являются умный, слегка вальяжный Пьер Френкель — генеральный директор (он же режиссер, но название его должности под стать той форме гигантского производства, которую принял Рикстеатр) и три содиректора: режиссер Иерк Лильефорш, энергичный и деловой администратор Барбру Экдаль и занимающийся всевозможными организационными вопросами Ханс Скуглунд, через шведскую флегматичность которого пробивается детская восторженная увлеченность своим детищем-богатырем, имя которому — Рикстеатр И как это ни забавно, некий «русский дух» проник в стены этого уникального театрального организма. Это произошло, наверное, и потому, что одна из ведущих актрис Рикстеатра Кристина Андерсон связана многолетней творческой дружбой с Булатом Окуджавой, поет его песни, выступала с ним вместе во время его гастролей в Стокгольме. И потому, что сейчас в Рикстеатре репетирует свой будущий спектакль выпускник СПГИТМиКа Александр Нордстрем. И потому, что именно здесь осуществляется идея создания в Швеции театра «многих культур», по принципу Питера Брука. Автором и вдохновителем проекта является известный в Швеции режиссер, итальянец американского происхождения Крис Торч, а в труппу будущего театра «пробуются» санкт-петербуржец Володя Диканьский и москвичка-«мхатовка» Светлана Родина.
Комментарии (0)