Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

УРОКИ ФЕДОРА АДАМОВИЧА

А. Пукема «Антиквариат».
Н. Кауард. «Праздник призраков».
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Александр Исаков

Театр имени прославленной актрисы рубежа веков Веры Федоровны Комиссаржевской, видимо, бросился выполнять завет еще одной знаменитости того же периода — Ф. А. Корша. Во всяком случае, известное правило Федора Адамовича — «каждую пятницу — премьера» — начинает потихоньку осуществляться под сводами Пассажа. Пока, правда, премьеры появляются лишь один раз в месяц, но, думается, имея в штате такого режиссера, как Александр Исаков, не за горами и требуемая еженедельность.

Несмотря на явно слышимую иронию в вышеприведенном пассаже о театре из Пассажа (вот видите, опять каламбур) я совсем не считаю, что частые премьеры — это обязательно плохо. В конце концов все мы учили классическое правило диалектики о том, что количество когда-нибудь перейдет в качество. В ожидании этих благословенных времен поговорим о дне сегодняшнем, о двух, вышедших одна за другой, премьерах Комиссаржевки. Обе они поставлены по пьесам зарубежных драматургов, обе относятся к комедийному жанру, постановщиком обоих спектаклей стал А. Исаков, и музыку к обоим написана Г. Сорочан. Здесь, пожалуй, сходство между ними заканчивается. Хотя… Но об этом чуть позже.

Комическая мелодрама «Антиквариат» финского драматурга А. Пукема рассказывает об одиноких стариках, доживающих свои дни в чистеньком, глянцевом, явно не отечественном доме для престарелых (вероятно, для правдоподобия сценография Э. Каккунена передана в дар театру им. В. Ф. Комиссаржевской Национальным театром Финляндии). Фабула ее проста и не нова, но, учитывая, что большей части из нас встреча со старостью все равно предстоит, тривиальность драматургического материала отнюдь не отпугивает, — в его банальности есть даже свои плюсы. Стоит только вспомнить знаменитый мхатовский спектакль «Соло для часов с боем», поставленный по вполне заурядной пьесе О. Заградника — и сразу станет ясно, что могло бы получиться из

«Антиквариата». И на короткие мгновения даже получилось — стоит только обратить внимание на узнаваемость жестов Сайми (А. Дельвин), манеру курить Эмми (И. Слободская) или бурлескную сцену в финале первого акта, когда три подвыпившие старухи набрасываются на мрачного старика-соседа и начинают колотить его огромной рыбиной. Но это лишь моменты — мхатовских нюансов, лиричности и трагедийности здесь нет. Как нет и единого ансамбля, где был бы оправдан гастролерский шик, с которым исполняют свои роли Н. Четверикова и Г. Корольчук. Вызывающий подлинную симпатию спектакль вместе с тем заставляет пожалеть об упущенных режиссером возможностях. Неправдоподобный фарс Н. Кауарда «Праздник призраков» давал, в свою очередь, только одну возможность — поставить вполне коммерческий, веселый и ни на что более не претендующий спектакль. Чем режиссер Исаков и воспользовался в той степени, на которую был способен. Сама пьеса скроена столь ловко, что перипетии ее сюжета с лихвой заменяют недостаток театральной фантазии постановщика.

Итак, после спиритического сеанса в доме Чарльза (С. Петухов) появляется дух его первой жены — капризной и взбалмошной Эльвиры (Н. Попова). Что, конечно же, не вызывает восторга у второй жены Чарльза — Рут (Н. Гудова). В общем, история о донне флоре и двух ее мужьях, только наоборот. Позволю себе напомнить о еще одном сходстве двух премьер. В «Антиквариате» и в «Празднике призраков» играет Галина Короткевич, что, собственно, и делает оба спектакля действительно достойными внимания. В первом — «Антиквариате» — Короткевич выступает в амплуа лирической героини, в котором она когда-то начинала на сцене. Ее Тийна — почти воплощенная добродетель и невостребованная нежность. Именно Короткевич, в первую очередь, заставляет

вспомнить «Соло для часов с боем» и блистательную Ольгу Андровскую. Ей трудно удержаться в рамках «голубой героини», и склонность актрисы к эксцентрике выплескивается в бесшабашном танце, намекающем на то, что в свое время официантка Тийна была огого!

В «Празднике призраков» героиня Короткевич — мадам Аркати — до сих пор огого, но только другого рода. Одетая в черное, очень подвижная старушка-шарлатанка, кажется, сама ловит кайф от того, как удается ей своими спиритическими пассами оболванить вполне здравомыслящих людей. Ее заклинания заканчиваются падением в кресло — руки и ноги вытянуты под идеально прямым углом — и аплодисментами зрителей. Право, можно только восхищаться легкостью, обаянием и азартом артистки, столь выигрышно выглядящей на общем фоне обеих премьер.

Что ж, Федор Адамович Корш также делал ставку на яркую актерскую индивидуальность. И имел успех.

В указателе спектаклей:

• 
• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.