Петербургский театральный журнал
16+

* * * * *

1. Правомерно ли говорить о «новой буржуазности»
в современном искусстве и искусстве современного театра?
2. Каковы ее черты сегодня?
3. Что роднит «новую буржуазность» со «старой» и что в них разнится?
4. Какие формы принимает сегодня «новое буржуазное» искусство?
В чем позитив этого процесса? В чем негатив?
1. О буржуазности искусства правомерно говорить всегда, даже в том случае, когда буржуазность не приветствуется в самом обществе. От Северной Кореи до Республики Куба существует феномен превращения произведения искусства в предмет потребления. В этом заинтересованы все: художник-производитель, продюсер-продавец и зритель-покупатель.

2. Ролан Барт 40 лет назад разделил писателей и пишущих. Для одних писание — жест, для других работа. Как правило, в художнике присутствует и тот и другой, считал Барт. Как исключение, в художнике присутствует и тот и другой, скажем сегодня мы. В театре и кино вообще сложно, поскольку производство напрямую зависит от потребления. Здесь художнику надо крутиться и всякий раз обманывать и потребителя и продюсера, под обложкой товара запихивая в него жест. Но современный режиссер и актер, как правило, производят товары, втюхивая себе иллюзию, что это отчасти жест. А критика рефлексирует (с тем или иным знаком) по поводу потребительских свойств товара, внушая себе, что это и есть искомый предмет ее исследования, а другого просто не было и нет.

3. В фильме «Коля-перекати поле» Н. Досталя мальчик XXI века наотрез отказывается принять в подарок от отца настоящий судовой барометр — мечту всех мальчишек XX века, искренне не понимая, а для чего ему этот барометр нужен. Сам фильм Досталя, обладая невнятными потребительскими свойствами, участь барометра, похоже, разделил.

4. Суть и той и другой одна — см. выше. Но старая была посложней. Новая попроще. Меняется феномен потребления — меняется и мода в отношении продуктов искусства. ВИП-потребление, эксклюзив и т. п. заставляют буржуазных художников крутиться: то рядиться в шкуры маргиналов и валяться в канаве, то лизать ж…у истеблишмента, т. е. уходить от так называемого «массового спроса» не ради жеста, а в целях приспособления к конъюнктуре рынка. Это, наверное, негатив. Но и само искусство сегодня вполне доступно и «новым буржуазным» не исчерпывается. Это позитив, безусловно.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.