Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

МИР ТВЕРДЫЙ. МАЛЬЧИК ТОНКИЙ

РЕЖИССЕРСКИЙ ПОРТРЕТ ДАНИЛА ЧАЩИНА, ВЫДЕРЖАННЫЙ В ЖАНРЕ СЛОВЕСНОЙ КОМПИЛЯЦИИ, НЕ ЛИШЕННЫЙ ИРОНИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ, РЕЖИССЕРУ И ЭТОМУ ТВЕРДОМУ МИРУ1

Вообще этот мир «твердый», хочется сделать его «мягким».

Из интервью Данила Чащина от 16 мая 2018 г.2

Мне кажется, что у каждого в жизни есть так называемые пилотные истории — те, которые ты готов рассказать всем без особых обязательств и последствий. Текст о Даниле Чащине я решила начать именно с такой.

Мое знакомство с его работами началось на фестивале «Ново-Сибирский транзит» — спектакль «VR. В поисках автора» (Молодежный театральный центр «Космос», 2017). Вообще-то было интересно, потому что из каждого утюга доносилось:

Гугл-поиск: Чащин молодой режиссер. Результатов: примерно 62900 (0,47 сек.)
Гугл-поиск: Чащин известный режиссер. Результатов: примерно 9360 (0,52 сек.
Гугл-поиск: Чащин перспективный режиссер. Результатов: примерно 8620 (0,37 сек.)
Гугл-поиск: Чащин талантливый режиссер. Результатов: примерно 18000 (0,34 сек.)

Данил Чащин: Меня почти всегда, во всех статьях и интервью, называют «молодой режиссер». Сначала это даже раздражало, но сейчас я понимаю, что в какой-то момент приставка «молодой» уйдет, и я стану просто «режиссер», и буду сильно волноваться, что молодость закончилась.

Источник: сайт фестиваля «Золотая маска».

Спектакль «VR» был, мягко говоря, не огонь. А мне о нем писать.

К. Тихонова (Наталья Петровна Ислаева), С. Скобелев (Ракитин). «Молодость». Тюменский драматический театр. Фото Ф. Подлесного

Александрина Шаклеева в тексте про Данила Чащина приводит цитату из текста Александрины Шаклеевой про спектакль Данила Чащина:

«И что сказать в итоге? Плюсы: можно залепить селфяшку в очках, у Николая Аузина красивый голос. А в остальном: пшик, фишка ради фишки. Очень необязательно. Очень приблизительно. Очень банально. Я видела засыпающих на VR-проекте людей. Типа это успех»3.

К. Тихонова (Наталья Петровна Ислаева), С. Скобелев (Ракитин). «Молодость». Тюменский драматический театр. Фото Ф. Подлесного

В общем-то, я могла б ограничиться этим текстом, правда? Но нет. Моя эмоциональность и хромающее на обе ноги чувство такта позволили сказать незнакомому человеку: «Ты Чащин? Мучительный у тебя спектакль» — за дословность цитаты никто не ручается, ни ее автор, ни режиссер, который тоже частенько рассказывает эту историю всем подряд.

А потом была «Молодость» (Тюменский драматический театр, 2018).

♫ Валерий Леонтьев — Дельтаплан 3:47

«Молодость все простит», — гласит надпись на футболке Данила Чащина. И она простила. Как простила я Чащину VR, как простил мне Чащин VR (и немного хамства).

P. S. Честное слово, я так больше не делаю))))

И опять цитата:

«Весь спектакль — баттл молодости со зрелостью. Режиссер глумится и над теми, и над другими, жестко вскрывая тему погони за вечной юностью… Отношения между героями — панчи, призванные уязвить и ужалить как можно больнее… Медленный и унылый ритм увядающей жизни буквально взрывается при первом появлении молодых. Это противопоставление подчеркивается неоднократно: вот в одной из комнат на втором этаже юная барышня курит и пьет колу, а в другой — дама, как сейчас принято говорить, элегантного возраста меряет давление. Парнишка рубится в футбол на PlayStation, а зрелый мужчина параллельно болеет „за наших“. У старости — йога и скандинавская ходьба, у молодых — бокс и огонь в крови. Чащин смотрит на красоту и поэзию бытия с точки зрения современного человека, в инстаграме у которого ежесекундно мелькают пэпэшки, фитоняшки, курогрудь и смузи, дряхлеющие старики с молодыми женами и их бесконечными разборками, юные девы с губами-уточками и неюные с обезображенными подтяжками лицами. Идея вечной красоты сегодня выглядит зло и иронично, и, как ни старайся, молодость уходит от каждого»4.

«Мальва». Сцена из спектакля. МХТ им. А. П. Чехова. Фото Е. Цветковой

«Молодость» Чащина пахнет вейпами, ездит на гироскутере и увлекается фейками. Любит навзрыд, никому не прощает, горланит попсовые песни. Не возвращается.

Инстаграм 15 сентября 2018 г.

Уже тогда меня удивила и зацепила одна вещь — отношение режиссера к женщине и ее месту в этом мире, его глубоко сочувствующая позиция. Вписывая пьесу Тургенева в актуализированное пространство, переливающееся приметами масскульта, режиссер выводит на первый план Наталью Петровну (Кристина Тихонова) — корпулентную даму с низким голосом. Она, казалось бы воплощение внутренней силы, в спектакле нелепо-смешна. Не умеющая быть счастливой, уничтожающая все вокруг себя стареющая женщина, бессильная против своего тела и возраста, она пытается ухватиться за Беляева (Николай Аузин) как за последний шанс взять то, чего не дала ей жизнь раньше. Эту тему сложно назвать магистральной, но она явно мерцает за бесконечным поединком молодости и зрелости, за физическими упражнениями и попсовой музыкой, наполняющими спектакль. Мир, который принято считать мужским, стремительно становится «бабоцентричным» (вернее, давно им стал, но все очевиднее перестает это скрывать) — кажется, Чащин понимает женщину как центр этого лжемужского мира. Женщину, вынужденную занимать передовые позиции, иначе рухнет все вокруг.

«Пацанские рассказы». Сцена из спектакля. Канский драматический театр. Фото А. Черникова

♫ James Brown — It’s a Man’s, Man’s, Man’s World 2:47

В «Мальве» по М. Горькому (МХТ им. А. П. Че-хова, 2017) среди саундтреков звучала песня Джеймса Брауна, название которой в переводе — «Этот мир мужской». При этом мир, выстроенный режиссером, был женским, но женщина в нем была лишена всего материально-женского, материнского. Мальва в исполнении Светланы Устиновой — хрупкая, неземная, воплощение чего-то внутреннего, живущего в каждой женщине. Мальва не может быть счастлива в земной любви, на свете просто нет мужчины, достойного ее. Мальва — стихия — такая, какой каждую из женщин задумывала природа.

В «Композиторской лаборатории № 2» ЦИМа и Московского ансамбля современной музыки, итогом которой стал спектакль «В чаще» Р. Акутагавы (2015), тогда еще магистрант Чащин работал в тандеме с композитором Александром Чернышковым. Из всего рассказа Акутагавы, построенного по принципу так называемой револьверной композиции, когда одно событие рассматривается с разных точек зрения, им достался монолог женщины — жены самурая. Обнаженная, она (Вильма Кутавичюте) стоит перед пюпитром, разобрать ее речь практически невозможно — это партитура всхлипов и вскриков, мелодия ее речи то поднимается до тонкого звона, то резко бухается вниз. С одной стороны, женщина нага и беззащитна, она выглядит напуганной. Ее голос обрамляет композиция из тревожных шумов, периодически разрываемая звуком, напоминающим не то скрежетание в замке, не то автоматную очередь. За ее спиной — видеоэкран, на котором крупным планом показаны то ее лицо, то тело, запечатленные на черно-белую пленку (режиссер мультимедиа — Наталья Наумова). Через уязвимую позицию героини, столкновение звуков окружающего ее мира и выверенную партитуру ее собственного голосоведения Чащину и Чернышкову не только удается передать сюжетную канву — свою вину в смерти мужа жена самурая признает в церкви, но и простейшими средствами показать двойственную природу женщины. Ее хрупкость уживается с жестокостью и вероломством — и ей точно нельзя верить (хотя, конечно, по Акутагаве, верить нельзя никому, как и быть уверенным в том, что существует объективная реальность).

«Номер 6». Сцены из спектакля. Челябинский театр драмы им. Наума Орлова. Фото А. Туленкова

Женская тема в чащинских мирах перестает быть просто поводом для размышления, а перерождается в поступок — в ситуацию, когда искусство впрямую стремится преобразовывать реальность, — в фильме «(*#)звездочкарешетка», снятом совместно с Андреем Зубовым (2016). В центре фильма — пять женщин-заключенных женской исправительной колонии № 13 в Тобольске. Пока им делали маникюр, макияж и прически, они рассуждали о жизни: рассказывали, как попали в колонию и что собираются делать после отбывания срока. Всех героинь, кроме места заключения, объединяло еще и то, что они матери. Параллельно Чащин брал интервью у их родственников и детей. Женщинам устроили фотосессию, а лучшие фотографии режиссер отдал их маленьким детям: они увидели своих матерей красивыми, такими же, как у всех. Женщина остается женщиной, где бы она ни была и в каких бы условиях ни оказалась, — центральная идея фильма.

Женская энергия как средство художественной выразительности использована Чащиным в спектакле «Пацанские рассказы» Канского театра драмы.

♫ Oxxxymiron — Там, где нас нет 4:25

Александрина Шаклеева в очередной раз цитирует Александрину Шаклееву:

«Спектакль, жанровую принадлежность которого можно обозначить как роуд-муви, — ностальгическое путешествие в наше детство. Это не поезд Москва—Владивосток по глубине и интенсивности впечатлений, а, скорее, маленький уик-энд в ближайшей области. Чащин показывает жизнь гопников, используя исключительно женскую команду… В женском исполнении пацанчики обретают хрупкость, легкость и наивность взгляда на жизнь. Это позволяет избежать витальной агрессивности, стихии бунта… Пацанчики в спектакле Чащина — невыросшие дети. В их насквозь прокуренном мире есть и мультфильмы, и неваляшки, и куклы барби, обозначающие здесь барышень развязного поведения, работающих на трассе… Чащину удается материализовать идею о том, что в каждом человеке живет ребенок — обиженный, агрессивно реагирующий на то, что ему неясно и незнакомо, но умеющий открыто и наивно посмотреть на жизнь, удивляться простейшим открытиям и нуждающийся в своем значимом взрослом. В том, кто поведет его, кто поможет интегрироваться в мир, кто, в конце концов, научит жить»5.

«Номер 6». Сцены из спектакля. Челябинский театр драмы им. Наума Орлова. Фото А. Туленкова

«Пацанские рассказы» обнаружили еще одну важную тему, вокруг которой строятся миры режиссера, — ностальгия по прошедшему детству, суженная до темы «безотцовщины».

Она же становится магистральной в спектакле «Номер 6» (Челябинский театр драмы им. Наума Орлова).

♫ Dr. Dre feat Eminem, Skylar Grey — I need a Doctor 4:43

Александрина Шаклеева сейчас здесь: Челябинский театр драмы

23 февраля Челябинская область, Челябинск
Ч-Ч-Ч. Челябинск. Чехов. Чащин.
«Номер 6» пахнет церковью — это приторный до изнеможения аромат, липкий и тягучий. Данил Чащин ставит в Челябинской драме спектакль глубоко личный, где повесть Чехова становится лишь поводом для художественной интерпретации нашей не просто повседневности, а все-всегда-дневности. Юношеский задор, свойственный сценическим мирам Чащина, здесь оборачивается витальной агрессией, стихийной беспощадностью русской сермяжности. Человек — заложник бесконечного карнавала, обитатель, по определению Бахтина, «веселой преисподней». Только ужас и страшное глумление не предполагают здесь преодоления ада. Напротив, он, ад, так полнокровен и так утвержден в своей власти над миром, что человеку не стоит рассчитывать на спасение даже после смерти.

Понравилось: 35
Комментарии: 9
Поделились: 1

Мотив дома, детства действительно важен в этом спектакле. Правда, домик тут совсем маленький — крошечный макет, — скорее воспоминание, умаленное временной дистанцией. И этот макет — единственное благополучное пятно на фоне общей бесприютности. Это мир после большого пожара, где остались только маленькие голые деревья, прорастающие прямо из деревянных досок, по-видимому, бывших когда-то домом; стоят ведра и чемоданы — здесь все не про комфорт. Рагин переживает не физическое, но внутреннее выгорание и мстит всему живому за невозможность чувствовать.

«Тюмень. Остаться Нельзя Валить». Молодежный театральный центр «Космос». Фото из архива центра

Чащин, начинавший с небольших постановок по современной драматургии, сейчас осваивает и классический репертуар, и большую форму, в которой он проявляет себя как уверенный постановщик, но не всегда способен выстроить масштаб мысли спектакля, соразмерный тому времени, на которое он претендует. Склонность к актуализации классики, изобилие маркеров современности, забавный видеофан — все это приметы сценического языка режиссера. Они берут начало в его ранних работах. Так, в фильме «Самый смешной стих» (2013) стихотворение Саши Черного перебивается вставками из «Камеди клаб» и народного ютуб-арта. Стремление перемешать эпохи, увести от конкретного времени, попытка соединить времена, запараллелить их в сценической реальности, любовь к симультанности не только как к сценографическому приему («Убийца», Челябинский театр драмы; «Лёха», МХТ им. Чехова; «Молодость», Тюменский театр драмы и др.), но и как к способу организации актерского существования — практически во всех спектаклях Чащина актеры играют непосредственно в зал («Лёха», МХТ им. Чехова; «Альма и Брут», ЦИМ; «Хорошие новости», Прокопьевский театр драмы; «Я есть», Няганский ТЮЗ; «Смерть и чипсы», театр «Практика» и др.), как бы включая зрителей в доверительный разговор, — все эти приемы растут вместе с режиссером, становясь его почерком.

М. Крылова, В. Буткевич в спектакле «Смерть и чипсы». Театр «Практика». Фото В. Яроцкого

Растут и темы, которые Чащин исследует в своих спектаклях. Ему интересен человек и его позиция в этом мире, кажется, что он тонко чувствует чужую боль, отсюда внимание к тем, кого принято считать слабыми: женщинам, подросткам, людям на грани самоубийства. Последним был посвящен его спектакль еще тюменского периода «Божественная комедия» (2013), в котором он работал над частью «Ад». По форме решенный как променад спектакль лишь обращался к поэме Данте, используя ее как повод для разговора о дне сегодняшнем и о вечных проблемах человека. Уже здесь было заметно, что за богатой образной структурой стоит попытка разобраться в одном из основополагающих мировоззренческих вопросов — что есть человек и какое место он занимает в мире? Так, истерично выкрикивающие тексты предсмертных записок герои постепенно переходили на доверительную интонацию, рассказывая о том, что они чувствуют на самом деле. Записки обычных парней и девушек перемежались тут с мыслями Цветаевой, Маяковского и других известных самоубийц. Буквально вопросом «Кто я?» задавался герой «Рвущейся нити» по пьесе Алексея Зайцева (Саратовский театр драмы, 2017). Окружающий мир в спектаклях Чащина редко бывает дружелюбен по отношению к человеку, и если режиссер и видит в чем-то надежду, то только в доброте близкого человека или случайного прохожего. Немного под другим углом эта тема разворачивалась в спектакле «Киборг, I love you» (Прокопьевский театр драмы, 2016), где даже высокие технологии не решали проблему несовпадения людей и где утверждалось, что близким может стать вовсе не тот, на кого думаешь. О возрождении любви и желании жить, несмотря ни на что, — «Разговоры после…» (Московский театр Олега Табакова, 2018).

«Смерть и чипсы». Сцена из спектакля. Театр «Практика». Фото В. Яроцкого

♫ Элджей — Эй, Гайс, у меня все найс 2:57

Чащин, пока еще действительно молодой режиссер, задается серьезными вопросами, решая их в подростковом ключе. Он способен говорить на одном языке с молодежью. Так, в спектакле «Смерть и чипсы» (2018, театр «Практика») он снова обращается к теме смерти — вневременному способу уйти от пустоты жизни. Драматург Юлия Поспелова (один из постоянных соавторов Чащина) объединила шесть рассказов Леонида Андреева в пьесу, центральным персонажем которой стал ничем не примечательный Сергей Петрович. В спектакле он в исполнении молодого артиста Василия Буткевича выглядит совсем подростком, в начале легко и даже иронично рассуждающим о собственной обыденности, а к финалу дорастает до монологов о невыносимости бытия. Истории героев помещены здесь в мир фастфуда: чипсов, розовых леденцов и «Кока-колы». С одной стороны, это мир инфантильный, в котором живут еще незрелые люди, с другой, они переживают целый калейдоскоп эмоций, пытаясь вписать себя в жизнь, в которой и человек становится фастфудом. Фаст-мир предъявляет свои требования, заставляет вписываться в свою систему ценностей, где человек лишь продукт потребления и он обязан всегда быть «найс». Подростковая тема раскрывается Чащиным (в соавторстве с Сергеем Чеховым) и в спектакле «Я есть», созданном по подростковым пьесам в технологии Class Act (Няганский ТЮЗ, 2017).

«Я есть». Сцена из спектакля. Няганский ТЮЗ. Фото В. Зель

Если наделить спектакль Чащин антропоморфными чертами, то это непременно ранимый человек, закрывающийся от мира внешним лоском и бравирующим чувством юмора, потому что мир твердый, а мальчик тонкий.

Как бы мог начинаться этот портрет, или Сказка про Золушку, роль которой исполняет Данил Чащин

Родился в Тюмени. По его словам, театром никогда не грезил, но так получилось, что поступил в Тюменскую академию театрального искусства на курс М. В. Жабровец. Работал ассистентом и педагогом по актерскому мастерству в альма-матер, руководил театральным направлением молодежной платформы «Самый центр», был замечен Виктором Рыжаковым и поступил в магистратуру ЦИМа, после которой стал активно ставить по городам России. В 2018 году привел театр родного города к номинациям на премию «Золотая маска» со спектаклем «Молодость» — и это первое достижение такого уровня у тюменских театров. Заставил город поволноваться, а завистников потренировать воображение: среди прочего, например, ходили слухи, что Чащин попал в «Маску», потому что это последняя просьба Брусникина. В общем, #чащинлох #унихвсекупленоилипознакомству #закрытоетеатральноелобби #всекозлыаянеизвестныймирудартаньян — мифотворчеству вокруг персоны Чащина нет конца, края и предела изобретательности.

А. Иванов (Артур), О. Гардер (Лера). «Киборг, I love you». Прокопьевский драматический театр. Фото из архива театра

Из написанного выше понятно, что Чащин — это отдельный персонаж в тюменских реалиях, не исключено, что когда-нибудь в его честь назовут аэропорт. Или самолет. При тюменской народной склонности к глобализации — скорее всего, именно так и будет.

♫ Simon & Garfunkel — The Sound of Silence 3:05

С документом в театре Чащин работает значительно реже, чем в кино («Урок на всю жизнь», «(*#) звездочкарешетка» и др.). В Прокопьевском театре драмы он поставил спектакль «Хорошие новости» (2016) — заключительную серию трилогии о жителях Прокопьевска. В центре сценического повествования — три поколения одиноких женщин, отчаянно жаждущих любви. Здесь собраны все приметы режиссерского стиля: ирония, умение работать с визуальным рядом, видео, обилие дурновкусных попсовых песен. Так, обгрызанное яблоко в руках престарелого ловеласа Петра (Анатолий Коротицкий) превращается в телефон, на который герои делают селфи. Он же, демонстрируя свой мачизм, открывает рот под фонограмму песни Кая Метова «Position № 2», используя бутылку из-под вина в качестве микрофона. У каждого героя здесь есть свой музыкальный ряд, впрямую иллюстрирующий доминанту образа. Лейтмотивом безответно влюбленного Леши (Константин Тимофеев) стала песня Филиппа Киркорова «Снег». Положение женщин среднего и выше возраста озвучивает певица Слава с хитом «Одиночество-сука». Документ в этом спектакле стал лишь отправной точкой для создания литературной основы. Драматург Юлия Тупикина использовала в пьесе и фрагменты интервью с горожанами, каких-то героев она полностью придумывала, чьи-то свидетельские показания объединяла и отдавала одному персонажу. Актерская манера воспроизведения текста тоже далека от доковской традиции: труппа играет сказочную историю о том, что надежда не умирает никогда, играет с упоением, в выпуклой характерной манере. Собственно, и хорошие новости-то только в том, что никогда не поздно изменить свою жизнь.

«Хорошие новости». Сцена из спектакля. Прокопьевский драматический театр. Фото из архива театра

Другой опыт работы с документом — тоже про город — спектакль «Тюмень. Остаться Нельзя Валить» (2019) в Молодежном театральном центре «Космос». Пьесу, основанную на интервью тюменцев, написала драматург Юлия Поспелова. Чащин выступил не только режиссером, но и донором одной из историй, звучащих в спектакле.

Данил Чащин

9 января 2018 г.
Я часто слежу за своей бывшей в соцсетях
Мы много прожили вместе… вместе росли, вместе радовались, вместе ошибались, вместе засыпали, вместе просыпались.
Мои родители все еще хотят, чтобы я к ней вернулся.
Мы с ней расстались три года назад, но у нас остается какая-то любовь на расстоянии…
Моя нынешняя не против, что я иногда уезжаю и встречаюсь с бывшей.
И я до сих пор не понимаю, бывшая она или бывший… мой или моя…
Я говорю про тебя… Тюмень

Понравилось: 105
Комментарии: 14

«Рвущаяся нить». Сцена из спектакля. Саратовский театр драмы. Фото В. Зимина

В этом спектакле интервью тюменцев были скомпилированы в пьесу, которую воспроизводили известные в городе личности. Сам по себе спектакль полностью выполнял задачи, перед ним поставленные: порадовать горожан к юбилею области. До художественного высказывания он, увы, не дотягивает: слишком сужено поле альтернативного мнения, а Тюмень в очередной раз предстала идеальным городом, гордостью партии и вообще самым лучшим местом на земле.

Краткая инструкция, как узнать его из тысячи:

1. Вполне возможно, что в зале темно, но вы слышите голос артиста. Вероятно, его лицо даже подсвечивают фонариком.

2. Если вы не в первый раз на спектакле Чащина, вам может показаться, что вы это где-то уже видели (подсказка: скорее всего, у самого Чащина).

3. Вероятнее всего, вы созерцаете нечто красивое, часто — избыточное.

4. Если это классика, то она не похожа на себя, но точно вписана в переливающееся пластиково-блестящее настоящее.

5. Ирония. Много иронии. Все серьезные разговоры оттеняются режиссерскими шутками (например, красный мост — это девушка, выполняющая одноименный гимнастический трюк в платье красного цвета, или вот герой-любовник Беляев, скачущий под попсовые мотивы в костюме Супермена).

6. Кстати, про попсовые мотивы — их будет много. Ваши уши могут свернуться в трубочку от обилия плохой музыки, но парадокс ее застольной душевности и ностальгии по детско-подростковым переживаниям никто не отменял.

7. Монтажный клей режиссера Чащина — видео (часто — инфантильные мультики, то оттеняющие тяжесть темы, как в «Смерти и чипсах», то подчеркивающие свойство характеров героев, как в «Пацанских рассказах») и музыка (если вам кажется, что разбивать «Палату № 6» на эпизоды песней, перевод которой звучит как «Мне нужен доктор», — зашквар, то Чащин вам не подходит. Намеренная иллюстративность музыкального ряда — примета режиссерского стиля. Есть подозрение, что именно в этом его ключ к сердцам и умам подростковой аудитории).

«Горка». Сцена из спектакля. Театр на Таганке. Фото В. Яроцкого

Недавно Данил Чащин выпустил «Горку» Алексея Житковского в Театре на Таганке, впереди «Шпаликов» в театре «Человек», «Иванов» в Тюменской драме, «Обманщики» в Омской драме. И, наверное, скоро про него уже будет можно написать в какой-нибудь новый сборник про молодых режиссеров. Скорее всего, это будет серьезный, страшно сказать, традиционный текст, а пока молодость все простит.

И…

♫ Егор Летов — Долгая счастливая жизнь (играет на репите).

Октябрь 2019 г.

1 Текст изобилует самоповторами и вообще стремится играть по правилам, придуманным режиссером, насколько это возможно в формате бумажного листа.
2 Данил Чащин: «Вообще этот мир „твердый“, хочется сделать его „мягким“» / Беседовала Е. Познахарева // Вслух. ru: [Электронный ресурс]. 2018. 16 мая. URL: http://www.vsluh.ru/news/interview/330273 (дата обращения 1.09.2019).
3 Шаклеева А. «В поисках автора» Молодежного театрального центра «Космос» (Тюмень): Типа модно // ОКОЛОтеатральный журнал: [Электронный ресурс]. 2018. 28 мая. URL: https://journal-okolo.ru/poiskah-avtora-molodezhnogo-teatralnogo-tsentra-kosmos-tyumen-tipa-modno/ (дата обращения 1.09.2019).
4 Шаклеева А. «Страдающее средневековье» // Петербургский театральный журнал: [Электронный ресурс]. 2018. 20 сент. URL: https://ptj.spb.ru/blog/stradayushhee-srednevekove/ (дата обращения 27.09.2019).
5 Шаклеева А. «Пацанские рассказы» Канского драматического театра: От души без понтов // ОКОЛОтеатральный журнал: [Электронный ресурс]. 2018. 31 окт. URL: http://journal-okolo.ru/patsanskie-rasskazyi-z-prilepina-kanskogo-dramaticheskogo-teatra-ot-dushi-bez-pontov/ (дата обращения 27.09.2019).

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.