18-й Международный фестиваль циркового искусства в Цирке Никулина на Цветном бульваре
7-й Всемирный фестиваль циркового искусства «Идол» в Большом московском государственном цирке на проспекте Вернадского
Фестивальная жизнь классического, традиционного цирка сродни передвижной ярмарке. Покупатели — продюсеры, директора цирков, агенты — не меняются, продавцы — режиссеры, компании, коллективы — тоже по большей части все те же. Товар здесь — отдельные номера, которые зачастую тоже весьма схожи. От эффектного сочетания их составляющих — мастерства артистов, качества реквизита, костюмов, режиссерского решения — зависит, будет ли у номера будущее. Конкретнее говоря, купят ли его в большие цирки и на большие гонорары.
Характер торгов пронизывает фестивали классического цирка. Жюри традиционно формируется из продюсеров и директоров цирков, владельцев артистических агентств. Отбор номеров прагматичен до скуки — в каждом жанре по два номера, да так, чтобы соло или дуэты не перевешивали групповые номера, чтобы были животные, но не слишком много, и в обязательном порядке два клоуна, независимо от их умений и уровня.
Стандартен и формат фестивалей — все номера поровну разделяются на программу А и программу Б, они показываются дважды, а затем следует заключительное (а то и не одно) гала-шоу. В распределении призов характер торгов проявляется еще ярче. Неизменно требуется уважить хозяина площадки, крупные компании, в обязательном порядке — китайских или корейских товарищей, а то не дай бог больше не приедут. В лауреатах, даже на самых титулованных фестивалях, могут оказаться слабые номера, но присмотренные каким-нибудь влиятельным директором для следующей программы своего цирка. И когда неплохие, но не доросшие пока до солидных призов артисты получают награду, очевидна не их поразившая всех профессиональная величина, а умелая тактика того самого директора, сумевшего «протащить» в призы свои интересы.
Новизна фестивального репертуара относительна — большинство номеров можно посмотреть на видео, и они обкатаны уже не в одной программе. Но к фестивалю их готовят и раскладывают как бы заново, под новым углом зрения, и тогда может оказаться, что номер, катавшийся с десяток лет и изменившийся за это время по содержанию и сути, способен внезапно ошеломить всех, как это было со знаменитым номером Мальвины Абакаровой и Валерия Сычева в Монте-Карло.
В цирковом мире ценится сам факт приглашения на фестивали, ведь иначе попасть на масштабную ярмарку почти невозможно, а оттого организаторы и жюри пытаются отметить чуть ли не каждого. Первых, вторых и третьих призов, как правило, несколько. Иногда есть и гран-при. А вот после вручения главных премий следуют награждения индивидуальные — от агентств, цирков, музеев, газет, спонсоров, банков в таком количестве, что кажется, будто даже пекарня за углом, кормившая артистов булочками, тоже кого-то наградила.
Фестивальная модель в классическом цирке отработана десятилетиями и существует в российском пространстве ровно в таком же виде, как и за рубежом.
География крупных российских фестивалей проста: два в Москве — в частном Цирке Никулина на Цветном бульваре и муниципальном Большом государственном московском цирке на проспекте Вернадского (БМГЦ), один в Ижевске. Все три фестиваля — плод деятельности этих самых, самостоятельных и независимых от государственной политики цирков. Международный фестиваль в Санкт-Петербурге, «Принцесса цирка» в Саратове, «Мастер» в Сочи — продержались один-два года в связи с витиеватой политикой Росгосцирка, то заявлявшего проведение фестивалей, то отменявшего их на фоне не прекращающейся по сей день финансовой и кадровой чехарды. Особняком стоит клоунский фестиваль, созданный в Екатеринбурге усилиями Анатолия Марчевского, просуществовавший десять лет и отмененный по причине «наведения порядка» очередным генеральным директором Росгосцирка. Компания Росгосцирк не перестает заверять, что ей нужен собственный фестиваль, но на сегодня правда жизни говорит об обратном — там, где есть Росгосцирк, фестивалей с устоявшейся традицией нет.
В этом году в Цирке Никулина прошел уже восемнадцатый Московский международный фестиваль-конкурс циркового искусства, а в БМГЦ — седьмой Всемирный фестиваль циркового искусства «Идол».
Московские фестивали проходят по традиции в сентябре. Цирк Никулина выбирает выходные, совпадающие с праздником города, цирк на проспекте Вернадского, как правило, следующие. Тактика понятна — члены жюри и гости, в особенности зарубежные, по завершении одной конкурсной программы отправляются смотреть другую. Удобно, экономно, выгодно для всех. Программы и конкурсанты не совпадают, да и стиль у фестивалей совершенно разный. Максим Никулин уверенно ведет свой цирк проторенным путем, властвующие в БМГЦ братья Запашные год от года буквально фонтанируют новыми идеями и находками.
Цирк Никулина давно выбрал свою стезю, определив ее как «классик-модерн». Его программы — чистые дивертисменты, а совокупный уровень номеров каждой конкретной программы, наверное, выше всех других в стране. Его фестиваль, главный приз которого — «Золотой слон», столь же незыблем, если не сказать консервативен, и не делает попыток меняться. Условное наличие режиссера Оксаны Дружининой никоим образом не влияет на лицо и идеи фестиваля. Из года в год он движется по накатанной схеме — выход артистов, объявление участников, номер следует за номером, представление жюри, представление постоянной почетной гостьи принцессы Монако Стефании, перечисление спонсоров. Постоянный шпрехшталмейстер Борис Федотов предельно лаконичен. Такое ощущение, что в цирке нет ни своей труппы, ни кордебалета, ни творческого коллектива соавторов, ответственных за лицо фестиваля. Безупречна, как всегда, униформа, но ее усилия — не в первой шеренге художественных свершений. При этом именно в Цирке Никулина, в отличие, например, от БМГЦ с его зоркой охраной и строгими правилами, жив демократический дух цирка, за кулисами полно гостей из числа цирковых и просто «своих», а само закулисье — гостеприимное место для содержательных и важных разговоров о цирке как таковом. К чести фестиваля нужно сказать, что из года в год он единственный действительно озадачен вопросом поиска новых имен и предоставляет возможность выступить в столичном манеже звездочкам из провинциальных цирковых коллективов и детско-подростковых студий, не смущаясь тем обстоятельством, что уровень этих номеров может сильно отличаться от привычно-столичного. Фестиваль катапультировал на вершину циркового Олимпа уже не один десяток молодых артистов. Например, прошлогодний обладатель детского «Золотого слона» Александр Маслянов прямиком отправился в детский конкурс Монте-Карло, где получил «Бронзового клоуна».
«Идол» несравнимо помпезнее своего старшего собрата уже хотя бы потому, что он не «международный», а «всемирный». Его реклама, маркетинг, подбор конкурсантов не лишены желания пустить пыль в глаза. Но надо отдать должное братьям Запашным — за семь лет они сумели создать фестиваль со своим лицом и стилем, и цирковое искусство здесь не на последнем месте. Это удалось главным образом в силу художественных причин — коллектив БМГЦ нацелен на фестиваль как на отдельное художественное событие, призванное оставить незабываемый след в истории циркового искусства. В работе его отборщиков видна нацеленность на сенсацию, и она случается всегда, но сам цирк вкладывает в «Идол» беспримерные в России усилия. Триумвират в лице главного режиссера Евгения Шевцова, балетмейстера Ольги Полтарак и художника Надежды Русс из года в год создает фестивали, пронизанные единой темой. В 2019 году источником вдохновения для них послужила русская живопись разных эпох, и кордебалет БМГЦ в стилизованных костюмах, сообразных живописи Айвазовского, Васнецова, Малевича, Серова, в очередной раз почти затмил всех конкурсантов.
Кордебалет БМГЦ на сегодня — лучший в стране во многом потому, что помимо чисто хореографических задач замахивается на большее, осваивая цирковой реквизит и цирковое пространство. Тут срабатывает старый цирковой принцип: как говорят потомственные цирковые джигиты, набирая молодняк, «главное, чтоб танцевать умел, а на лошади скакать мы его научим». Кордебалет БМГЦ на лошади еще не скачет, но «воздух» осваивает с поразительной легкостью. В номере «Девочка с персиками», который составил бы честь самому Финци Паске, под гигантский купол БМГЦ взмывают такие же гигантские персики, и пять танцовщиц в синих юбках, розовых блузках и памятных бантах кружатся в танце вокруг них так, словно всю жизнь были воздушными гимнастками. Номер, придуманный Шевцовым и Полтарак, оживляет полную надежд, фантазий и радостных открытий вселенную, прячущуюся за взглядом серовской девочки, и, строго говоря, может считаться обнадеживающим экспериментом в поле «нового цирка».
Фестивальная палитра традиционна для классического цирка. Азиатские артисты блещут физическими достижениями и показывают запредельные номера без единой мысли на лице. Давно понятно, что азиатский цирк — китайский, корейский, монгольский — в трюковой составляющей добрался до недосягаемых вершин и завис там. Примечательно, что на «Идоле» азиаты остались без призов, зато в Цирке Никулина китайские акробаты взяли первый приз с номером «Водные метеоры».
Номера с животными в любой фестивальной программе — неприкосновенный запас. Они должны быть всенепременно. Проблема одна — с годами становится все сложнее выбрать, кого же приглашать, потому как высококлассных номеров не так уж много. И нередко аттракционы с животными являются лишь гостями фестиваля, но не участниками. Из конкурсантов в этом году в Цирке Никулина блеснула дрессировщица Татьяна Мащенко с визуально очень эффектным, но не вполне доделанным номером «Жокеи», в котором на пятнистых лошадях и пятнистых пони в пятнистой упряжи скачут пятнистые далматинцы. На «Идоле» ожидаемо и не напрасно делались ставки на Владислава Гончарова и его львов в новом, хореографически несколько натужно сделанном аттракционе «Принц цирка». Гостевую и по времени довольно значительную часть программы в Цирке Никулина занял помпезный аттракцион «Африка» с действительно редкими ныне экзотическими животными — ламами, страусами, лемурами и другими плохо поддающимися дрессировке обитателями джунглей и саванн.
Детский конкурс в Цирке Никулина, традиционно обеспечивший фестивалю добрую половину номеров, не в первый раз обнажил то, что у взрослых артистов проступает исподволь. Отечественный студийный детский цирк ориентируется на достижения советского цирка сорокалетней давности, когда все было мастеровито, эффектно и умильно. Детский конкурс заимствует у взрослого цирка все наскучившие штампы — торжественные поклоны, вышколенную поступь, натянутые улыбки. В проекции на детей это выглядит и вычурно, и приторно. Дети тянут носочки, пальчики, но теряют при этом свою обаятельную органичность. Студийный цирк в России не собирается расставаться с советскими образцами, но не его в том вина. Тупик предопределен изоляцией провинциальных студий, отсутствием реального выхода на большие арены и тем более возможности эксперимента.
Судя по приглашенным на оба фестиваля клоунам, именно с этим жанром ныне главные проблемы в цирке. Чилийский клоун Туга, перуанский Цезарь, белорусский Билби соревновались в банальности, примитивности и безыдейности. Блеснула лишь Ксения Нескладная (Оксана Зубова), ученица Андрея Шарнина, создающая на манеже образ разудалой девицы, прямо нуждающейся в деятельной поддержке и отдельных зрителей, и публики в целом.
Распределение призов обоих фестивалей предсказуемо. В Цирке Никулина золото помимо китайцев взяла акробатическая пара сестер Колев из Италии. Ожидаемым и заслуженным стало золото российского дуэта Алеси Лаверычевой и Романа Хаперского с парным эквилибром «За дверью» в постановке Евгения Шевцова и Ольги Полтарак. На «Идоле» победу одержали «Икарийские игры» японско-колумбийского дуэта и номер БМГЦ «Ритуальная Индия» с жонглерами, работающими на подвижных лебедках на разных уровнях.
Событием стало приглашение на «Идол» артистов, работающих в стилистике, чуждой нынешнему отечественному цирку. Гимнасты Павел Майер и Алексей Ишмаев из петербургского театрального центра «Ленинград» прежде никогда не работали на такой высоте в цирке. К тому же если Ишмаев — цирковой артист, то для танцовщика Майера работа воздушного гимнаста — абсолютная целина. Атлетичный Ишмаев и элегантный Майер в номере «The Same» разыграли историю бродяги и клерка, сталкивающихся на улице, задирающих друг друга, ссорящихся, полемизирующих и в итоге обнаруживающих общность взглядов на то, что важнее всякого достатка, — человеческие отношения. У них вышла трогательная история двух парней, сумевших внезапно рассмотреть истинное там, где обычно его не видно и не ждешь. У номера нет режиссера, и, несмотря на это, он совершенно точно положен на индивидуальность обоих артистов. Отринув все цирковые штампы, вернее, даже не вспоминая о них, Ишмаев и Майер осмыслили каждую секунду своего номера — от выхода до поклонов — и наполнили его действием, внутри которого тонкие нюансы маркируют и общую историю, и историю каждого из персонажей. Их номер отличает точность движений, полное отсутствие смысловых пауз на «перезарядку» ремней, а главное — быстрый, почти рискованный темп. К чести «Идола» надо сказать, что номер оценили по заслугам, но если профессиональное жюри отдало им серебро, публика — бронзу, то жюри из представителей средств массовой информации отметило их номер высшей наградой. Но так бывает не всегда — в Цирке Никулина не менее эффектный и сложный номер «Mercure» воздушных гимнастов на ремнях Николь Фобе и Гийома Пакана остался без наград, зато был отмечен призом посущественнее — контрактом в шапито в Монте-Карло.
Справедливости ради нужно признать — фестивали дело интересное, но для цирков неудобное. Нужно придумывать совершенно новый формат, отдельно репетировать, многое остается не отлаженным до совершенства. Но то, что и Цирк Никулина, и БМГЦ регулярно собирают на своих манежах фестивальные программы, дает возможность российскому зрителю хоть как-то ориентироваться в том, что происходит с цирком в других странах.
Ноябрь 2019 г.
Комментарии (0)