Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПАМЯТИ

ПАМЯТИ ЛАРИСЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ ГРАЧЕВОЙ

Сегодня была у Ларисы. На Смоленке.

Цветы так и лежат. Потемневшие от дождей и совсем свежие. Крест. Ленты. Фотография, с которой красивая женщина, не мигая, ловит твой взгляд.

«Любимому мастеру от Грачей», «Вы всегда с нами», «Спа-си-бо…»

Лариса так заканчивала мастерство, с улыбкой, по слогам говорила: «Спа-си-бо!»

Эх, Лара…

48-й день сегодня, как ее с нами нет. Когда уж я к этому привыкну?

Воткнула розы в высокий цветочный холм…

Все-таки хризантемы держатся дольше всех.

ЗНАКОМСТВО

Мы познакомились в 1993-м в купе поезда. Ехали в Москву, чтобы потом лететь в Манчестер, проводить мастер-классы в Арденской театральной школе. Лариса — от института, а я от ТЮТа. С нами ехал и Вячеслав Иванов — тогдашний руководитель международного отдела института. Они были знакомы, а я с ними нет и потому чувствовала себя не в своей тарелке.

Они заговорили о Фильштинском. Его методе, способе преподавания. Мне повезло — я Фильштинского знала с детства — он был одним из основателей ТЮТа и старшим товарищем моего мужа. На Фильштинском мы тогда и объединились.

В Манчестере я впервые увидела Ларисин тренинг, знаменитые упражнения «Электрический ток», «Арки Лоуэна»… Меня поразило тогда, что энергетические упражнения можно, оказывается, включать в актерский тренинг. Мы в ТЮТе уже сходили с ума по цигун, интересовались биоэнергетикой, но использовать в мастерстве?.. Это было странно и ново. Пугало. Помню, я долго это переваривала и хотела так же.

И еще запомнилось.

Я проводила тренинг на «перемену отношения» в ключе вахтанговской школы, которую закончила. После тренинга Лариса спросила: «Та девушка что-то сказала про выжженную траву?.. Ты погружала их в детские воспоминания?» Я знала, что образ выжженной травы — показатель глубокой детской травмы, но в тренинге пропустила это мимо ушей. Я так глубоко тогда не копала. А Лариса, моя ровесница, копала очень глубоко. Очень.

ЛИЧНОЕ

Тогда, в Манчестере, мы и подружились.

В крошечной спаленке у милой Кэтти наши кровати стояли так тесно, что получалось практически одно общее лежбище. Лежа на нем, мы курили и болтали о детях — у каждой оказалось по дочке с редким именем Маша, о мужьях — прошлых и настоящих, о мамах, дачах, собаках и кошках. В разговоре Лариса, тихо улыбаясь, часто упоминала имя Андрей, и я понимала, что оно принадлежит особому и замечательному человеку.

Я только сейчас осознаю, что это был для нее за год — 1993-й.

В 1991-м ее пригласил В. М. Фильштинский преподавать в свою мастерскую на будущий звездный курс.

В 1992-м она защитила свою первую диссертацию.

Начинался взлет в профессии, карьере, научных поисках.

И в 93-м она была влюблена и светилась ожиданием счастья.

Через год, летом 1994-го она выйдет замуж за Андрея Антонова и проживет с ним всю жизнь.

УЧЕНЫЙ

Ларисина кандидатская стоит на полке за моей спиной.

Иногда я беру ее, перелистываю и что-то читаю. Она по-прежнему открывает миры и подтверждает, что то, во что я верю, — имеет место быть.

Сверхсознание.

Над-ментальное.

Вычищение интуитивного канала.

Развитие творческой (актерской) одаренности не путем увеличения «портфеля знаний и умений», а воздействием на главную составляющую ее природы.

Человек на Пути целостного развития.

Изощренные практики восточной философии.

Отказ от Личности (Эго) в пользу Сущности…

В 1992-м, я думаю, Лариса была первой, кто замахнулся на соединение актерского творчестваи восточных религиозно-философских систем. На этой основе — поиск интуитивного пути к сверхсознательному, — думаю, и родился ее уникальный тренинг.

В 1997-м Лариса возглавила Лабораторию психофизиологии исполнительских искусств совместно с Институтом мозга человека РАН. Тесно сотрудничала с Н. П. Бехтеревой. Студенты-актеры и неактеры стали бегать в лабораторию «на мозги». Ларисе было важно понять, исследовать, убедиться, что актерские тренинги и занятия мастерством действительно развивают природную одаренность. Какие тренинги и что развивают. Собственно, этому посвящена ее вторая, уже докторская диссертация.

ПЕДАГОГ

В 2001-м я поступила к В. М. Фильштинскому в аспирантуру, а в 2002-м стала преподавать в его мастерской. И на занятиях по возможности садилась рядом с Ларисой. Так и просидела рядом с ней пятнадцать лет, до выпуска ее первого самостоятельного курса в 2016-м.

Была ли она строга?

Была. Но как-то понарошку. Ее знаменитое «Пошли все вон!», самое страшное и сердитое ее восклицание, быстро стало мемом, вызывало улыбку, восторг, восхищение, а на одном из праздников студенты-грачи подарили ей футболку с этим ее высказыванием.

Лариса блистательно владела этюдным методом Станиславского и так же блистательно сочетала его с тренингом. Причем упражнения для тренинга бесконечно обновлялись, она каким-то образом умудрялась бесконечно выдумывать новые, обновлять известные и получать живое существование в результате.

Я хорошо помню тренинг, который она проводила на Летней школе с американцами. Работали над «Гамлетом» Шекспира. Пробовали помочь Офелии — миниатюрной, очень способной девушке — «вспомнить» встречу с Гамлетом, уже сошедшим с ума. Лариса подошла к студенту, игравшему Гамлета, и что-то шепнула ему на ухо. Потом — к девушке, Офелии, и тоже что-то ей шепнула. Девушка застыла. Юноша же, наоборот, широко улыбнулся и двинулся к своей партнерше. Девушка, не поднимая глаз, мелко засеменила от него прочь. Видно было, что она испугана. Гамлет же снова направился к Офелии, намереваясь вступить с нею в контакт и протягивая к ней руки. Девушка вывернулась из-под его ладоней и метнулась в другой угол комнаты. Гамлет в растерянности взглянул на нее, подумал, но потом снова двинулся по направлению к ней. Офелия в панике побежала от него по кругу, поскальзываясь и почти падая, Гамлет помчался за ней.

Наконец ему удалось схватить ее за руку, Офелия вскрикнула и, всхлипывая, стала выдергивать руку…

— Что ты им сказала? — спросила я потом у Ларисы.

— Я дала им внутренний текст. Ей: «Он — сумасшедший». А ему: «Я люблю тебя».

— И все?

— И все.

РУКОВОДИТЕЛЬ КУРСА

В 2012-м Лариса наконец набрала свой курс.

Она была к этому готова давно. Еще в 2000-м ей дали курс вместе с В. Э. Рецептером, но не сошлось.

Сейчас курс набрали при ТЮЗе.

В подвале театра отремонтировали небольшое помещение — бывшую котельную или что-то вроде того. Во всяком случае, по одной из стен шла труба, диаметром около полутора метров. Трубу обмотали чем-то блестящим, к ней скоро привыкли и считали родной.

Л. Грачева. Фото Т. Браткиной

Лариса собрала команду педагогов по мастерству. В нее вошли Елена Анатольевна Кошевая, я и бывшие «фильшты»: Валя Захаров, Галя Жданова и Андрей Феськов. От ТЮЗа — Валерий Анатольевич Дьяченко и Борис Алексеевич Ивушин. Они работали с нами два года, выпустили «Дети Бемби» — первый курсовой спек-такль.

Мы, педагоги, оказались абсолютными единомышленниками. И потому, что все (кроме тюзян) безоговорочно верили в этюдный метод воспитания актера. И потому, что каждый так или иначе занимался психологией (Елена Анатольевна вообще была профессиональным психологом и читала эту дисциплину в СПбГАТИ), а посему мы не боялись «трудных» студенческих характеров и львиную долю проблем решали, опираясь на знание особенностей юношеской психологии. Ну и, безусловно, потому, что нами руководила Лариса. Я даже не могу сказать — «руководила». Несла ответственность — да. Предлагала идеи — да. Выстраивала логику обучения — конечно. Но главное, существовала с нами в партнерских отношениях, действительно доверяла и никогда не принимала решений единолично. Никогда. Во всяком случае, я такого не помню. Не помнюя, чтобы мы с нею хоть раз поссорились, повздорили, поскандалили. Интонации скандала в нашем подвальном мире не повисло ни разу. Если скандалили — то студенты. Одну из злостных скандалисток Лариса отчислила. Отчислила, предварительно добившись бюджетного места на другом курсе. Потому что обещала.

И еще.

Мы растили наших грачей в любви. В уважении к достоинству каждого. Не самоутверждаясь за их счет. И даже не повышая на них голос. Ну, кроме знаменитого и шуточного Ларисиного «Пошли все вон!»

Мы хорошо знали, что роль — это высказывание, а значит, должен быть тот, кому есть что сказать. И мы взращивали «человеческое» с не меньшим вниманием, чем «актерское». И, мне кажется, нам это удалось.

Один из грачей назвал жизнь в тюзовском подвале «Потерянный рай»…

Да. Потерянный рай.

И чувство единения и педагогического сотворчества из потока созидания и любви — тоже, к сожалению, потерянный рай…

Наверное, оттого я тоскую и никак не могу смириться с твоим уходом, Лара.

Очень много потеряно.

Очень.

Алиса ИВАНОВА
17 ноября 2019 г.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.