Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

РЕЖИССЕРСКИЙ СТОЛИК. НОВЫЕ МОЛОДЫЕ

 

АРТЕМ ТОМИЛОВ

 

1. «Деятель театра, поскольку он человек, должен отдавать себе отчет в том, зачем он делает театр», — говорил Дж. Стрелер. Ваши варианты? Что такое для вас театр? Для чего он?

Если отвечать быстро, на ум приходит, что театр для меня: 1) способ саморазворачивания в бытии, дающий почву для обнаружения и проживания смысла жизни; 2) инструмент организации трансформирующего опыта, с помощью которого я могу вносить свой вклад в развитие общества.

Фото П. Назаровой

2. Театральный словарь: атмосфера, ансамбль, ритм, мизансцена, действие, конфликт, музыка. Определите, пожалуйста, что означает для вас каждое слово. Ненужное вычеркните. Впишите недостающее для вас.

Это для меня сложная задача, не умещающаяся в короткий ответ, потому что все эти понятия так или иначе используются мной в практике и мыслительном процессе, но постоянно меняются и рекомбинируются от проекта к проекту, от года к году моей жизни. В моем словаре огромное количество понятий, и перечисленных выше, более относящихся к школе РГИСИ, которую я окончил, и тех, что идут из мировой теории и практики, а также тех, что я сформулировал сам. Скажем, во многих своих проектах я называю свою роль не режиссером, а концептмейкером — различие в том, что концептмейкер — это автор идеи и куратор группы авторов, которые вместе собрались для реализации этой идеи, и процесс производства существенно отличается от того, который подразумевается, пусть и лишь только коннотативно, за словом режиссер. Есть еще такие часто употребляемые мной слова в работе: связь, качество, ситуация, трансдисциплинарность, компания, форма (вместо спектакль или перформанс), интуиция, производство, красота, освобождение, природа.

3. Ваше этическое кредо.

Открытость и искренность, а также предметный анализ собственных действий, вне желания сохранить определенную репутацию.

4. Режиссура: искусство и ремесло. В чем диалектическое взаимодействие этих понятий и в чем их конфликт?

По-моему, взаимодействие очевидное, неразрывное на уровне «ДНК». Если может быть конфликт этих понятий, то контекстный: страны, времени, сообщества etc.

5. Смерть театру в ХХ веке предрекали дважды. Что угрожает театру сегодня?

Ничего. Только ядерная бомба.

6. Что такое лично для вас «живой театр»?

То же, что для всех художников всех времен: когда идея и воплощение, команда и взаимоотношения — все складывается в одном гармоничном акте деления клеток вселенной. Сложно-осознаваемое, но на чувственном уровне понятное движение вперед, разделенное всеми участниками процесса. Совпадение этических и интеллектуальных модусов деятельности, как моно, так и в компании.

7. Ваши самые сильные театральные впечатления за всю жизнь?

В разное время — разные. Правда. Я помню, как в юности увидел в Омске моноспектакль К. Райкина «Контрабас» и был в потрясении много лет, но потом увидел его снова и был равнодушен. Если думать про драматический театр, то спектакль «Семейное счастье» П. Фоменко реально меня многому научил. Есть другие типы театра, где я получал сильнейшие впечатления. В основном это конкретные режиссеры. В разные периоды Кастеллуччи, Кентридж, МакБерни, Уилсон, Rimini Protocoll, многие другие. А еще книги. Их я тоже считаю театральными впечатлениями. Я читаю много лет разную литературу по театру. И сейчас могу смешать дневники Станиславского с Клэр Бишоп в один присест.

8. Актер — художник или исполнитель, интерпретатор или создатель?

В зависимости от концепции театрального проекта. Но если в самом общем смысле, причем именно для меня, то я часто называю его автором.

9. Бергман говорил: «Актер — брат и саботажник». В чем заключается братство и в чем — саботажничество?

Не знаю. Вопрос поставлен не в моем языковом и понятийном строении мышления.

10. Существует ли для вас понятие актерской школы? Какой вы себе ее представляете в идеале?

Да, существует. Думаю, что речь идет о методах. Каждый метод по-своему школа. В идеале — школа разных методов. Но не в том смысле, что жанров, как этому учит современная школа в русской институциональной практике, а именно школа разных типов театра.

11. Если бы вы имели возможность собрать собственную труппу со всего мира — из кого бы она состояла?

Смотря зачем собирать труппу. То есть тут можно только фантазировать. У меня уже есть команда, с которой я работаю, и они для меня реально мирового уровня люди, а еще наша компания подвижная, в нее вливаются и выливаются люди, как в системе лесных ручейков.

12. В диалоге с кем вы находитесь?

Со всеми, кто в диалоге.

13. Как вы ощущаете сегодняшнюю российскую театральную ситуацию?

Ощущаю как болезненную, но оздоровляющуюся по принципу птицы-феникс. Мы совершаем сложнейший переход из одного состояния в другое. «Культура становления». В этом процессе огромное количество входящих элементов, поэтому он невероятно разнороден по характеристикам. Мне нравится именно сейчас. Я чувствую себя интересно и перспективно. Только мне не нравится ощущать недостаточность многих участников процесса общей театральной ситуации, потому что недостаточность порождает инерцию.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.