
Это не молодежный номер, но его можно принять за таковой: очень большую часть составляют тексты молодых критиков и даже дебютантов. В частности, именно их инициативой стал раздел о молодых режиссерах, о молрежах. То есть почти год назад театроведческо-критический активизм породил список из сорока, кажется, фамилий: ПТЖ! Редакция! Мы хотим о них писать, делать номер, второй сборник! Профессиональное желание не пропустить имена в сегодняшнем театральном половодье — дело благое, редакция не могла его не поддержать, но пока сорок режиссеров не наработали еще «на портреты», из их рядов естественным образом вышли те, о ком авторы написали в первую очередь. Родилось лишь несколько текстов, но «процесс пошел»…
И именно в этот момент грянула Театральная олимпиада. Никогда на моей памяти не происходило такого «обрушения» мирового театра на Петербург и окрестности, как этой осенью. Просто Зевс — золотым дождем: сама олимпиада, часть московского фестиваля NET (Новый Европейский Театр), гастроли «Золотой маски» — одновременно. Каждый вечер (всю осень) мы оказывались лицом к лицу с очередным крупным явлением театра… Отрадно, что наш блог взял на себя значительную часть непосильной «олимпийской повестки». Но и «в принте», как говорят нынче, то есть «в бумаге», то есть в номере мы не могли не откликнуться на «олимпийцев» и принципиальные спектакли программы.
Так лицом к лицу (и лица/головы крупные!) на страницах встречаются молодые российские режиссеры и гуру европейского театра.
Конечно, получается, что в командном олимпийском зачете у нас лидирует Германия. До некоторой степени это так и было. Гамбургская «Талия», берлинский «Шаубюне», Хайнер Гёббельс (правда, с швейцарским перформансом) показали спектакли не только высоких технологий и виртуозного мастерства, но и настоящего европейского гуманизма: внутренний нравственный закон все-таки завещал нам немец Иммануил…
Иногда после европейских спектаклей (ну, например, Саймона Макберни) казалось, что мы тут сидим в темном театральном чулане, лишь иногда выглядывая на свет божий…
Понятно, что журнал наш тесно связан с театроведческим факультетом РГИСИ, все мы вышли из этой шинели, и потому 80-летие «малой родины» — тоже один из сюжетов номера. В статье-отклике на юбилейный спектакль «Теория счастья» Александра Дунаева много пишет о том, что принципиальным образом сегодняшнего молодого театроведа для нее является Яна Постовалова. Уже когда номер был сверстан и читался подряд, Евгения Тропп обратила внимание на то, как часто цитируют Яну авторы первого раздела, пишущие о молрежах. Так жизнь сама собой дала в номере ответ последним страницам — первыми.
Год театра (наконец торжественно закрытый на — непропорционально пользе дела — затратном Культурном форуме в Петербурге) славен был несчастьями и противостояниями — как никакой другой. «Список благодеяний» мы начинали в первых номерах, заканчиваем последним: осенью отнимали подвальное помещение у Городского театра Новосибирска, объявил о закрытии молодой петербургский Городской театр: система распределения финансов между негосударственными театрами Питера достойна отдельного расследования, но пока город замер в ожидании ответа на депутатский запрос М. Резника на эту тему. Будем следить за процессом.
Так что, проводив Год театра, впору «обняться и заплакать», как советовал Достоевский. Теперь «заживёёёём!» (если кто не понял — цитата из «Братьев и сестер»).
Декабрь 2019 г.
Комментарии (0)