Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

РЕЖИССЕРСКИЙ СТОЛИК. НОВЫЕ МОЛОДЫЕ

 

ДМИТРИЙ КРЕСТЬЯНКИН

 

1. «Деятель театра, поскольку он человек, должен отдавать себе отчет в том, зачем он делает театр», — говорил Дж. Стрелер. Ваши варианты? Что такое для вас театр? Для чего он?

Конкретно «Плохой театр» — это альтернатива. Он существует, чтобы у зрителя с любым достатком была возможность попасть на спектакль. И он существует как вызов для художников (в широком смысле слова), работающих в нем. Ты не получаешь ни копейки. Чистое искусство. Все занимаются этим, только пока есть желание. Максимальная честность. И он также существует как иная модель взаимоотношений театр—зритель. Это действительно «общедоступный» театр, если угодно. И еще мы можем говорить, о чем хотим и как хотим, нет никаких рычагов давления извне, мне кажется, в наше время такое место необходимо.

Фото из архива режиссера

2. Театральный словарь: атмосфера, ансамбль, ритм, мизансцена, действие, конфликт, музыка. Определите, пожалуйста, что означает для вас каждое слово. Ненужное вычеркните. Впишите недостающее для вас.

Я весьма глуп, как мне кажется, для составления театральных словарей. Для меня все эти понятия важны и загадочны.

3. Ваше этическое кредо.

Оно существует на уровне ощущений, и крайне сложно облечь его в текст. Выходит как-то пафосно, пошло и неубедительно.

4. Режиссура: искусство и ремесло. В чем диалектическое взаимодействие этих понятий и в чем конфликт их?

Не могу пока нащупать грань и ответить на вопрос.

5. Смерть театру в ХХ веке предрекали дважды. Что угрожает театру сегодня?

Ничего ему не угрожает, он отлично себя чувствует, судя по всему.

6. Что такое лично для вас «живой театр»?

Театр, который не создает из себя, своих руководителей или артистов идолов, театр, в котором нет страха, театр, в котором есть место для вызова, театр, в котором есть любовь и артистам не стыдно сказать при встрече с новым знакомым, где они работают.

7. Ваши самые сильные театральные впечатления за всю жизнь?

Однажды мне приснился спектакль Мейерхольда, это было действительно круто. Я, правда, не помню, что это было, но послевкусие держалось долго.

8. Актер — художник или исполнитель, интерпретатор или создатель?

Актер — художник и исполнитель, интерпретатор и создатель. Здесь нет противоречий.

9. Бергман говорил: «Актер — брат и саботажник». В чем заключается братство и в чем — саботажничество?

Брат — это тот, кто, находясь на одной поколенческой линии с тобой, является частью тебя и в тоже время другим. Ближе него — никого. Мне кажется, это верная позиция в отношениях режиссер—актер. Вы на одной линии, одно целое, хотя и наделены разными инструментами создания. Идете вывместе, и роднее в этом никого нет. То, что знает актер про режиссера и режиссер про актера, не знает больше никто. Понятие Саботаж для меня имеет положительное значение. А значит, для меня ононе противопоставляется братству. Скорее, так — режиссер и актер осознанно и азартно готовы вместе броситься в неизведанное, нарушить, если надо, сложившиеся структуры, чтобы создать новые. Братство — родство и доверие, саботажничество — дерзость и осознанный риск.10. Существует ли для вас понятие актерской школы? Какой вы себе ее представляете в идеале? Понятие существует, но определение так просто не сформулировать. В идеале актерская школа, каки любая другая, должна отталкиваться от конкретного человека (ученика), а не пытаться загнать егов сформулированные ранее авторитетными людьми структуры и модели. Самая большая проблема —это то, что школа меняется не с той скоростью, с которой меняются поколения. Таким образом, имеетместо попытка учить сегодняшнего артиста инструментами прошлого века. Не везде это так, но явление довольно распространенное.

11. Если бы вы имели возможность собрать собственную труппу со всего мира — из кого бы она состояла?

Из актеров «Плохого театра».

12. В диалоге с кем вы находитесь?

Я бы хотел сказать, что нахожусь в творческом диалоге с В. Фильштинским или Л. Додиным, но, честно говоря, они со мной не слишком много общаются. Реально мы находимся в диалоге с Бениамином Коцем. Мы очень разные, но умеем слышать друг друга. Это редкость, и я это очень ценю.

13. Как вы ощущаете сегодняшнюю российскую театральную ситуацию?

Театров много, и они разные, сегмент независимых постоянно растет, количество фестивалей и лабораторий огромное. От всего этого у меня очень хорошие ощущения. Но также есть большое количество странных событий, произошедших за Год театра, они часто вызывают недоумение. Также менябеспокоит растущая пропасть между деятелями культуры и государством, между рядовыми зрителями и театральными критиками, между теми, кто ходит на митинги, и теми, кто ходит на парады. Этоуже не про театр, а про мир. Но театр неотделим от контекста времени и является преломлением сегодняшнего дня, а значит, говоря о нем, я говорю о ситуации в мире в целом. Мне очень хочется строить мосты над этими пропастями, но как это сделать, я пока не знаю.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.