Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

РЕЖИССЕРСКИЙ СТОЛИК. НОВЫЕ МОЛОДЫЕ

 

ДМИТРИЙ ЗИМИН

 

1. «Деятель театра, поскольку он человек, должен отдавать себе отчет в том, зачем он делает театр», — говорил Дж. Стрелер. Ваши варианты? Что такое для вас театр? Для чего он?

Для меня — это осмысление мира, осмысление реальности вокруг. Осмысление через диалог, через общение. Каким этот диалог будет (эмоциональным, скупым, косноязычным), зависит от процесса. Главное, чтоб он был, чтобы слышали друг друга. И еще я всегда вспоминаю чьи-то слова (уже не помню чьи), когда думаю, для чего театр: «Театр — это утешение боли мира». Вот для этого, наверное. Чтобы не зачерстветь.

Фото В. Пустовалова

2. Театральный словарь: атмосфера, ансамбль, ритм, мизансцена, действие, конфликт, музыка. Определите, пожалуйста, что означает для вас каждое слово. Ненужное вычеркните. Впишите недостающее для вас.

Все эти понятия очень важны в работе, но, если выбирать из предложенных, я бы выбрал три для себя главных: атмосфера, ансамбль, действие.

Атмосфера — это нечто, что выходит за рамки слова, жеста, действия… То, что появляется в процессе, независимо от «сформулированных» выразительных средств. Как воздух. Очень сложная, но нужная материя. Во многом именно в ней театр.

Ансамбль — это сговор людей, это доверие и открытость. Без доверия внутри — не может быть честного «диалога» со зрителем.

Действие — важно как целое, как воля человека к поступку. Решиться человеку на поступок. Спектакль как поступок.

Я бы еще добавил композицию. Для меня она очень важна. С одной стороны, композиция — как монтаж (точное расположение частей), с другой стороны, композиция — как цельность (взаимосвязь частей).

3. Ваше этическое кредо.

Быть честным. Человек важнее и ценнее театра. Мне проще пережить провал с людьми, которых я люблю, чем оглушительный успех с людьми, которых я презираю!

4. Режиссура: искусство и ремесло. В чем диалектическое взаимодействие этих понятий и в чем их конфликт?

Для меня это очень сложный вопрос. Ремесло — это вроде как необходимая база знаний и навыков, которая должна помогать. Но если театр только из этой базы или только благодаря ей, то театр пропадает, на мой взгляд. «Незнание» — очень важное понятие для театра. Когда ты не знаешь, как это сделать. Когда ремесла не хватает, чтобы решить ту или иную идею. Когда ты, чтобы прислушаться или почувствовать, перестаешь ремесленничать.

5. Смерть театру в ХХ веке предрекали дважды. Что угрожает театру сегодня?

Разобщенность. Иногда такое ощущение, что «у каждого свой театр». Буквально. И смерть наступит тогда, когда вместо того, чтобы любя и искренно заниматься «театром», все будут «спектаклями» доказывать свою принадлежность к той или иной театральной тусовке.

6. Что такое лично для вас «живой театр»?

Бескорыстность. Честность. Подлинность.

7. Ваши самые сильные театральные впечатления за всю жизнь?

Нет единого тотального впечатления за всю и на всю жизнь. В каждый период были свои сильные: это и студенческое знакомство с эстетикой Коляды, и Брехт Бутусова, и знакомство с инклюзией через «Прикасаемых», и много другое. Но если говорить не о спектаклях, то самое важное для меня «сильное впечатление» — это знакомство и общение с Эймунтасом Някрошюсом, Анатолием Праудиным и Владимиром Кравцевым.

8. Актер — художник или исполнитель, интерпретатор или создатель?

Создатель.

9. Бергман говорил: «Актер — брат и саботажник». В чем заключается братство и в чем — саботажничество?

Братство — в общем сговоре, в идее и в вере. В процессе.

Саботажничество — в споре, в амбициях, в недоверии, в страхе, в равнодушии.

10. Существует ли для вас понятие актерской школы? Какой вы себе ее представляете в идеале?

Идеальная актерская школа — это «студия», где НЕ воспитывают «профессионалов», а исследуют «человека» изнутри, обретая определенные нужные навыки через доверительное общение и тренинг. И главное, «студийность» = необязательность, увлеченность и неуспокоенность.

11. Если бы вы имели возможность собрать собственную труппу со всего мира — из кого бы она состояла?

У меня есть известные любимые актеры, но я бы не хотел, чтобы они были в моей гипотетической труппе, так как, во-первых, я бы сильно боялся, комплексовал))

А во-вторых, для меня «идеальная труппа» — это труппа из тех людей, с которыми у тебя полное доверие, которых ты любишь и уважаешь, с кем можешь и «подраться и обняться». И этих людей понемногу и потихоньку становится больше, благодаря новым работам, лабораториям и знакомствам. И вот если бы когда-нибудь их взять и объединить, то это бы была — «идеальная труппа».

12. В диалоге с кем вы находитесь?

С людьми. Мне нравится общаться и понимать человека или не понимать, размышлять о нем или о том, что он пытается сказать. Это самый кайф. Мне нравится, когда случается диалог. А когда он не случается, я впадаю в апатию.

13. Как вы ощущаете сегодняшнюю российскую театральную ситуацию?

Мне кажется, сегодня театр стал более ответственен и сопричастен к социальным тревогам и событиям. И эта ответственность шагнула за рамки «спектакля». И вновь выросла ценность понятия «эмпатия». Но это на мой взгляд.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.