«Жизнь за царя» по документам, оставленным членами Исполнительного комитета партии «Народная воля». «Театро Ди Капуа».
Режиссер Джулиано Ди Капуа, художник Сергей Гусев, автор идеи Илона Маркарова

Каждый месяц, начиная с января, «Театро Ди Капуа» кочует с этим спектаклем с одной «конспиративной» квартиры на другую… Покажет 2–3 спектакля — на Моховой, Гороховой, на Артиллерийской, в «Борее» — и снова пропадет на месяц. Да, это игра в конспирацию — и она нравится зрителям, нравится, когда тебя встречают в подворотне двора-колодца и провожают в квартиру-студию, с плотно занавешенными окнами, где рождественская ель, лампа с красным абажуром и круглый стол со склонившимися над ним головами пяти заговорщиков… Правда, иной раз, мы знаем, игра оборачивается жизнью, заставляет уходить в действительное подполье.
Вот этот, аккуратный, в похожем на китель пиджаке, наверное, студент; маленький, подвижный, с цыганским обезьяньим лицом, видно, из разночинцев; высокий, угрюмый, с тяжелым взглядом — рабочий. И конечно, женщина, вся будто выведенная одним резким росчерком пера, с пышными волосами и тонкими запястьями. Но еще раньше нас встретит аутен тичный Андрей Жуков, фотограф, эссеист, который, в зависимости от ситуации и места действия, покажет выставку современных художников на тему «Народной воли» или продемонстрирует старинную технику проявки фото (готовые изображения заговорщиков анфас и профиль тут же сушатся, уже готовые, на прищепках) и расскажет, что как раз благодаря случайно попавшему в печать фото и было арестовано большинство народовольцев… Жуков, с теми, от лица которых он выступит позже, — Федором Достоевским и Львом Толстым, — единственно стронне-посторонний в этой истории о тираноборцах и цареубийцах. Именно он сформулирует проблему: почему в России даже те, кто противился идее построения справедливого социума на крови, относились к бомбистам-террористам сочувственно. И Достоевский, взошедший однажды на эшафот с петрашевцами, и Толстой, писавший письмо Николаю II как «брат брату» c просьбой о помиловании заговорщиков… Потому что государство никогда не могло предложить ничего способного сравниться с обаянием идеи высшей справедливости…
Спектакль «Театро Ди Капуа» сделан по документам эпохи, но он не документален по средствам подачи. Он документален по сумме ощущений, вынесенных с него, по попаданию текста в место и время, в неготовое мириться с порядком вещей человеческое сердце. Артисты, занятые в спектакле, не героизируют тех, от имени кого произносят текст, не выводят их в роли святых и великомучеников — и не развенчивают идею террора. Они заставляют увидеть явление в его полноте и сложности, в исторической перспективе, как сумму разнообразных мотивов (и личностных, и социальных) и как сумму последствий… Тем более мучительных для нас, для нашего восприятия, что, кажется, нам сейчас только-только предстоит их пережить…
Это замечательные актерские работы Илоны Маркаровой, Александра Кошкидько, Игоря Устиновича, Павла Михайлова. Портретных зарисовок нет. Перед нами письма, воззвания, судебные речи, мемуары Веры Фигнер, Софьи Перовской, Андрея Желябова, Макара Тетерки, Николая Кибальчича, Веры Засулич, Степана Халтурина и многих других… Образы в каком-то смысле собирательные, но это не революционные типажи, а «темы», отталкивающиеся от текста, от ситуации, разработку которых смело можно назвать музыкальной.
Мельчайшие подробности покушения на Трепова — как россыпь панических крупных планов; полубезумные требования провести вентиляцию в камеру и выдать журнал «Отечественные записки»; сердитое письмо к матери накануне казни; простодушный рассказ провинциального интеллигента, ставшего агентом «Народной воли» в царской охранке — потому что не было сил мириться с пошлостью и обывательством, наивная просьба — накануне казни — рассмотреть проект воздухоплавательного аппарата… Мозаика интонаций: откровенная патология, стыдливая задушевность, фанатизм, паясничанье и, наконец, глубоко осознанное и прочувствованное понимание невозможности мириться с существующим порядком вещей вкупе с пониманием предопределенности своей судьбы, бессмысленности жертвы, самоубийственности поступка, предчувствием «большой крови» вслед за малой… И в то же время — невозможности поступить иначе.
Голоса людей за столом звучат гневно, печально, вкрадчиво, испуганно, жестоко, нервно, непримиримо, фанатично. Они обжигают, бьют, ранят — отменяя, отрицая любую однозначность подхода, идеализацию любого социального строя, «обожествление» любой персоны. Не банда, не апостолы революции, а нестройный хор «несогласных» индивидуальностей. Не все среди них «цареубийцы». Есть и попутчики, есть невинные жертвы. Как, например, несчастная Геся Гельфман, о которой рассказывает Андрей Жуков, беременная женщина, чью казнь удалось предотвратить благодаря возмущению западной интеллигенции, но все-таки уморенная в Петропавловской крепости…
Рассыпающийся портрет целого поколения, ошибающегося, «проклятого и убитого», убийц и мучеников, признавших за собой вину за «малую кровь» и пророчащих «кровь большую». Тексты расположены калейдоскопично. Но подводное течение событий несет нас к неизбежному финалу, к предсмертным записям Софьи Перовской. В какой-то момент Илона Маркарова зажигает свечи на елке. Кажется, спектакль заканчивается, когда они полностью сгорают.
Собравшиеся за столом у рождественской елки народовольцы скандируют свои речи под аккомпанемент мексиканского трио гитаристов, произносят ритмизованные монологи на мотив песни Высоцкого, исполняют как политическую частушку грузинское многоголосье. Артисты существуют страстно. Но страстно — по отношению к своим персонажам. Карнавализация образов задает дистанцию. Дистанция (они — не мы, не узники Болотной и не «пена дней») заставляет ощущать, чувствовать, глубоко переживать временную, историческую перспективу, повторяемость событий, трагическую причинноследственную связь.
Спектакль застроен таким образом, что, возобновляясь на протяжении уже нескольких месяцев, переносясь из одной «конспиративной» квартиры на другую, вбирает в себя все новые и новые предлагаемые обстоятельства. Те, которые за окном, в ленте новостей, в телевизоре… Он позволяет почувствовать, как спешит наша общая история, набирает обороты «красное колесо». И то, на что раньше требовалось целое десятилетие, сейчас происходит в какой-нибудь месяц. И если два месяца назад «Жизнь за царя» холодила сердце в предчувствии гражданской войны и «большой крови», то сейчас узнавание накатывает тогда, когда Илона Маркарова словами Веры Фигнер, ходившей в народ и в качестве фельдшерицы принимавшей до восьмисот пациентов в месяц в сельской больнице, безнадежно говорит о «деградации народа», о такой задавленности болезнями и нищетой, что нет ни малейшей надежды на любую перемену, отклик «снизу», а потом словами Софьи Перовской накануне казни — о том, что Россия вступает в полосу тяжелой и страшной «реакции». Как и тогда, чугунный каток национал-патриотизма подмял, заставил замолчать жалкие голоса разума, а «маленькая победоносная война» за освобождение братьев-славян вылилась в кровавую междоусобицу, ставшую внутренним поводом для изничтожения любого инакомыслия…
«Свободные радикалы» спектакля вступают в нашем сознании во взаимодействие с все новыми и новыми фактами, новыми и новыми источниками. И неизвестно, что всех нас ждет, когда выйдет новый номер журнала, а «Театро Ди Капуа» сыграет свои следующие спектакли.
Май 2014 г.
А также — статья Б.Аксельрода и Н.Таршис из Блога: http://ptj.spb.ru/blog/ospektakle-zhizn-zacarya/
В курсе истории партии «Народная Воля»- явление сложное и его можно причислить к тем разделам, которые именуют темными пятнами истории. В советские годы народовольцев именовали революционерами-борцами за свободу, их имена звучали повсеместно, но при этом раздел «Народная Воля» в курсе истории он был объектом, о котором было принято больше молчать, чем говорить. С уходом в прошлое советского периодом ситуация вокруг почти двухсотлетняя история партии «Народной Свободы» практически не изменилась, их имена исчезли с названий улиц, их перестали ассоциировать с революционной романтикой. Через почти двести лет после событий «Народной Воли», её история остаётся уделом архивов, она окружена стеной ледяного молчания. Воспевание революции ушло в прошлое, в этом процессе изменилось видение народовольцев и их методов борьбы с самодержавием. В современном понимании эти методы мало, чем отличались от тех, которые используют террористы двадцать первого века и официальное признание их революционерами-борцами за свободу могло бы означать оправдание их методов.
Документальный спектакль «Жизнь за Царя» это уникальная возможность откинуть всю политическую дилемму вокруг «Народной Воли», узнать эту историю от первого лица. «Жизнь за Царя» не фантазия на заданную тему это – история народовольцев, созданная по воспоминаниям, архивным документам, протоколам допросов, свидетельствам очевидцев. Эта почти двухсотлетняя история в спектакле открывается зрителю постепенно через обращение Льва Толстого императору о народовольцах и слова великого классика выступают в качестве своеобразного введения в историю. К истории людей, именовавших себя народовольцами, погружает зрителей сценическая инсталляция воссоздающая фрагмент домашней фотолаборатории и она по своему приборному составу служит прообразом лабораторий, где народовольцы изготавливали различные фальшивые документы, взрывчатые вещества и осуществляли подготовку к своим терактам. Сценическое пространство спектакля очень реалистично и в этом характерная черта большинства сценических проектов Театро Ди Капуа. В «Жизнь за Царя» и здесь авторы-создатели в качестве главного места действия спектакля попытались воссоздать комнату конспиративной квартиры, народовольцы могли жить, проводить партийные сходки и скрываться от преследований. Образы этих людей создаются постепенно, через их заявления, клятвы-присяги борцов с самодержавием, программные документы партии, заявления, протоколы заседаний партийной ячейки. Через эти слова зритель постепенно погружается в их мир, получает возможность взглянуть на события, (знакомые нам по сухим строкам учебников истории) через призму их видения, многие из главных действующих лиц спектакля в те годы были молодыми, высокообразованными людьми, которые недавно перешагнули двадцатилетний рубеж. Они могли бы легко посвятить себя другому делу и жить обеспеченной жизнью, как многие их сверстники, но они сделали решающий выбор отдать жизнь в борьбе за свободу, за лучшее будущее для России. Они с юношеским максимализмом полны желанием изменить мир, болезненно воспринимают ужасы самодержавия. Они осознают катастрофичность сложившейся ситуации в царской России и искренне верят в правильность выбранного ими пути, при этом они понимают, что их взгляды и общество расходятся и народ может не принять и понять их устремлений. Герои спектакля не политические фанатики, охваченные лихорадкой революционной борьбы, они искренне верят, что всё, что они делают во благо России, но цель спектакля не только в рассказе об историческом «Народной Воле». Для создателей этого проекта они обыкновенные люди и борьба не заслоняет их человеческих качеств, для них это люди своей эпохи, их человеческие черты и качества раскрываются в письмах из тюрьмы, обращения к тюремному начальству и дневниках. Спектакль создаёт многомерные портреты народовольцев, где зритель получает возможность создать своё видение и получить ответ на вопрос: «Кто были эти люди и почему они отдали свою жизнь?». С этой точки зрения «Жизнь за Царя» предоставляет уникальную возможность избежать её повторения страшных уроков истории.